Тулисова Ирина Валерьевна
Цели:
• Формировать умения составлять текст-описание по образцу.
• Формировать умения использовать в пассивном словаре неговорящих детей повествование с цепной связью местоименного варианта для составления текста - описания с помощью невербальных средств коммуникации.
• Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
• Воспитание базовых эмоций личности.
Ход урока.
I.Организационный момент.
а) Упражнение на развитие зрительной памяти:
Картинка с изображением дома и животных (7-10 предметов: лес. огород, ведра, окно. кошка, коврик и т.д.).
Задание: «Внимательно посмотри и постарайся запомнить все предметы, изображенные на картинке. Потом я картинку уберу, а ты будешь называть, что на ней изображено». Время демонстрации — 10 сек.
После воспроизведения учениками предметов, изображенных на картинке, учитель вновь показывает эту же картинку и просит учеников назвать те предметы, которые они забыли воспроизвести по памяти. Это очень важный прием в развитии самоконтроля у учащихся.
Безречевые дети:
• подбирают картинки по памяти;
• подбирают картинки по заданию.
б) Упражнения в составлении фразы; текста цепной связи (местоименного варианта)
- Кошка пойдет вперед; затем она повернет налево; потом ей надо побежать вперед и она дома!
- Собака сначала ...
Безречевые дети:
• работают с таблицей - лабиринтом «Чей это домик?»;
• дифференцируют картинки по группам «Домашние животные», «Дикие животные».
II. Повторение.
а) Обобщающая беседа.
- Какую группу животных мы изучали? (Домашние животные.) Почему они так называются? А какая есть другая группа животных, которые дома не живут? (Дикие.) Что значит «дикие животные»? Кто к ним относится? Я сейчас проверю, как вы их знаете.
б) Работа с картинкой «Волк».
Учитель демонстрирует ученикам таблицу «Волк», на которой лапы волка или хвост (можно и то и другое) закрыты.
Внизу под таблицей выставляются 5 картинок с изображением лап лисицы, волка, льва, тигра, собаки. Задание: «Найти лапы волка». Ученики обычно путают, и тогда учитель спрашивает: «Что же нам надо сделать, чтобы точно знать, какие лапы у волка? Где можем проверить правильность вашего ответа? В какой сказке, книжке есть картинка волка?» Таким образом он должен подвести детей к теме урока и его цели, которую ученики должны сформулировать сами. «Мы должны посмотреть картинки, послушать рассказ, посмотреть диафильм..., чтобы точно знать, какие лапы у волка».
Безречевые дети:
• слушают рассказ учителя;
• подбирают сюжетные картинки по прослушанному;
• определяют, какому животному принадлежит часть тела, ответ дают картинкой;
• определяют, какой части тела не хватает у животного;
• находят заданного животного из нескольких (по картинкам, среди игрушек).
III. Актуализация опорных знаний.
а) Беседа, сопровождающаяся игрой «Угадай!».
Цель — проверить уровень правильности представления о волке у учащихся.
Демонстрируется ошибочная картина волка с хвостом лисы. «Где художник сделал ошибку»? (Хвост.) Какой хвост у волка? Где он располагается? (В конце туловища.) Какое туловище у волка (вытянутое, поджарое)? Учитель показывает трафареты лошади, зайца, волка, лисы. «Где трафареты, изображающие форму тела волка?»
Далее одному ученику закрывают глаза и предлагается на ощупь один из трафаретов. Задание: «Отгадай по трафарету, какое это животное, выбери ту цветную полоску, которая соответствует цвету шерсти этого животного, и подбери ту пищу, которую он ест». На доске стоят цветные полоски рыжего, серого, белого, коричневого цветов; картинки, изображающие капусту, морковь, курицу, траву, мышей, овечку. Учитель (серией наводящих вопросов) руководит действиями ученика и побуждает его к высказываниям.
Безречевые дети:
• работают с картинками-путаницами, указывают на неправильное;
• определяют на ощупь по трафарету форму животного, ответ дают с помощью картинки;
• подбирают цветные полоски к окрасу животного из нескольких.
б) Работа с осколочной картинкой «Волк».
Задание: «Сложить как можно быстрее картинку волка (правильно) и вспомнить, как называются основные части его тела. Какие повадки волка вы знаете? Какие чувства вызывает этот герой сказок?»
в) Работа по выявлению лексики у учащихся от антонимов: «Можно сказать про волка
— добрый, маленький, ласковый... а как? Волк медленно ходит..., а как ползает, спит?»
Безречевые дети: подражают действиям, имитируют повадки волка.
IV. Сообщение нового.
Рассказ учителя + демонстрация новой картинки волка, той, которая до данного момента в урок не включалась. Установка: «Я вам расскажу о повадках, привычках волка. Вы должны запомнить только то, чего не знали до моего рассказа». (Пауза, чтобы ученики осмыслили установку.)
- Среди зверей лесов и степей, т.е. диких животных, волк выделяется силой, умом и выносливостью. Это животное средних размеров: длина его тела примерно 1 — 1,5 м (показать реальные размеры руками), высота 75 см. Зверь примерно вот такого роста, тело его покрыто жесткой шерстью. У волка очень хорошо развиты лапы (демонстрация лап). Они высокие, сильные и имеют когти. Волк может долго охотиться за добычей. И он загоняет ее в угон, т.е. он так долго бегает за ней, что добыча (хорек, заяц, ягненок) теряет силы и не может больше бежать, и тут волк нападает на нее, вонзая в шею жертвы острые клыки. Волк
— хищный зверь, но его добычей, как правило, становятся слабые и больные животные. Не зря волка называют «санитаром леса».
Безречевые дети:
• составляют предложения из слов-картинок;
• показывают карточки с сюжетами по заданию учителя;
• отвечают на вопросы сигналами;
• отвечают на вопросы с помощью слов картинок.
V. Закрепление.
а) Упражнения в составлении предложений по картинкам-схемам.
«Посмотрите на мои картинки-подсказки и попробуйте вспомнить к ним мои предложения». Учитель показывает на картинку на доске, ученики должны вспомнить предложение. В случае затруднения учитель называет начало фразы.
б) Игра «Живые слова»
- Ученики разбирают карточки-слова и моделируют фразы, расставляя друг друга в нужной последовательности.
Волк - дикое животное. Он живет в лесу. Это - сильный хищник ...
в) Работа в учебнике.
Безречевые дети: составляют рассказ по опорам из серии сюжетных картинок, с использованием местоимений: она, он, ей, ему.
VI. Итог.
В какой сказке волк: «Страшный хищник», «Сильный волк», «Злой зверь» и т.п.