Загадка и ее роль в воспитании детей
Летникова Катерина Юрьевна
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений , проведение между ними , казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил свое отражение в загадке. И составление загадки, и ее разгадывыание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного , типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка на называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью…
Загадка была не только « тайным» языком . С ее помощью испытывали мудрость , находчивость, образованность человека. С течением времени , с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством-средством обучения детей.
В далеком прошлом устраивали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал , обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим различные загадки , группируя их по темам: человек, орудия труда, полевее работы…Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Педагогическая направленность в использовании народом загадок является очевидной. Отсюда понятна и их многовековая жизненность и популярность у взрослых и детей.
И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей.
Что такое загадка?
Загадка – это краткое описание предмета или явления , часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого ( скрытого) вопроса.
С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать задачку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. В основе разных загадок лежит различный логический механизм. Успешность решения задачи, зависит от того , какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненный явлений в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.
Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму . Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение , и ее лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.
Педагогические возможности загадки
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому , образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой , мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку , нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать , сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.
Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность , самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами , так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней , нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.