Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Тропникова Екатерина Викторовна ГБОУ прогимназия 677 Выборгского района СПб Статья Обновление способов мотивации образовательной деятельности дошкольников на занятиях. Образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ, содержание которой включает в себя активное участие ребенка дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом его актуальных и потенциальных возможностей, интересов, мотивов и способностей. Возрастосообразность - свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание необходимо осуществлять в соответствии с возрастными возможностями ребёнка. Считаем необходимым отметить, что Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям. Учитывать возрастные особенности детей призывали Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт. Возрастные особенности как один из основополагающих педагогических принципов предполагает, что педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Для раскрытия способов мотивации образовательной деятельности, необходимо рассмотреть научные подходы определения мотивации. По мнению Л.И. Божович, мотивация – это обязательный компонент любой деятельности, он развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом. По определению И.П. Подласого мотивация (от лат. moveo — двигаю) — это общее название для процессов, методов, средств побуждения, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Сравнивания позиции Ожегова С.И., и Петровского А.В мы пришли к выводу, ученые единогласно считают, что мотив является побудительной причиной; поводом, побуждающим к деятельности человека. В определении И. А. Зимней - мотив это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.  О. В. Солнцева определяет мотив, как побуждение к деятельности, осознаваемую причину, психическое свойство личности, лежащее в основе выбора действий личности и его поступков. Определение понятия мотивации у Л.И. Божовича рассматривается как побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности. О. В.  Солнцева определяет мотивацию как причину и механизм, который запускает ту или иную деятельность. Это процесс обеспечивающий привлекательность деятельности для ребёнка. «Методы мотивации» – это те способы взаимодействия взрослого и ребенка, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели, которые придают деятельности смысл и значимость для ребенка, они направленные на активизацию собственных потребностей детей и вызывает активную деятельность ребенка, то есть делает ребенка активным участником. (Лисина М. И., Козлова С.А., Куликова, Неверович, Л. И. Божович). Какие виды мотивов характерны для ребенка дошкольного возраста в любых видах деятельности и как они изменяются в зависимости от возраста? Игровая мотивация, которую в основном используют педагоги, о которых идёт речь, действенна на протяжении всего дошкольного возраста, так как игра - основной вид деятельности дошкольников. Мотивация игрой детей от 5 может быть представлена организацией образной игрой, игрой-экспериментированием или режиссерской игрой, ведь в этом возрасте проявляется познавательная активность, проявляется значимость знаний, которые могут быть воплощены в игре или в продуктивной деятельности. В процессе игровой деятельности решаются задачи запоминания и припоминания. В возрасте от 5 до 7 лет, игровой мотивацией также может служить сюжетно-ролевая игра, ведь в этом возрасте ребенок активно использует свое воображения, также ребенку важно создавать продукты для использования их в игровой деятельности. В большинстве случаев, прибегая к игровой мотивации, педагоги используют небольшие инсценировки с игрушкой. Появление игрового персонажа предполагает наличие связанного с ним сюжета до конца занятия, и должно иметь логическое завершение, о чем педагоги помнят не всегда.  Однако важны и другие формы мотивации. У детей возникает соподчинение мотивов: один мотив становится лидером, другие - подчиненными. Познавательная мотивация детей от 3 до 5 лет может быть  обусловлена совместными действиями, организацией противоречий и вопросов (Почему? Зачем?). Возрастные особенности основываются на получении удовлетворения от процесса (любопытство, любознательность), в возрасте 4-5 лет появляется потребность в приобретении знаний и обсуждении их со взрослыми. В возрасте от 5 до 7 лет, познавательная мотивация реализуется наглядно-действенными способами, в прослушивании сказок, размышлениях, в продуктивных видах деятельности. К 7 годам переходит в учебно-познавательную мотивацию.  Также у детей в возрасте  5 - 7 лет появляется мотивация к участию в различных видах деятельности, у дошкольника развивается продуктивное воображения, ребенок может сам находить пути решения поставленных задач. Способами мотивации могут выступать творческие задачи, собственный замысел деятельности, использование и включение субкультуры детей и литературных героев. Для этого же возрасте характерна мотивация успеха посредством соревновательного мотива или организации выставок, дети стремятся к самоутверждению, значимым становиться соревновательный мотив, ребенку необходимо рассказывать о достижениях, получать оценки от сверстников и взрослых. Мотивация общения со взрослыми детей от 3 до 5 лет выражается в подражании взрослому, ребёнок воспроизводит образы и строит собственные действия. И в обмене мнениями, впечатлениями, общением, что выражается в потребности во внимании взрослого в сотрудничестве с ним, в поощрении взрослым, уважение взрослого к детским интересам. В возрасте от 5 до 7 лет, общение со взрослыми и сверстниками обусловлено стремление заслужить его уважение, необходимостью понимания, возможности повлиять на мнение педагога, быть услышанным. Также в этом возрасте проявляется мотивация сотрудничества и помощи, через оказание помощи близким и друзьям. Мотивация эмоций и чувств детей от 3 до 5 лет стимулируется мотивацией радости и удивлением, выражается жизнерадостностью ребёнка и повышенностью предвкушения (события, момента, сюрприза и пр.). В возрасте от 5 до 7 лет, у детей также проявляется эмоциональное предвосхищение, совершенствуются эстетические чувства, ребенку интересны социальные, природные и воображаемые события. Зачастую это тип мотивации педагоги не учитывают при знакомстве детей с социальными явлениями, которые невозможно в действительности продемонстрировать наглядно (космос и т.д.).  Подобные знакомства ограничиваются показами картинок, рассказами педагога, но не затрагивается эмоциональная сфера ребёнка, что негативно сказывается на усвоении ребёнком материала. Мотивация содержанием и условиями организации деятельности детей от 3 до 5 лет организуется через рассматривание привлекательных, для ребенка объектов, изготовление предметов, разгадывание загадок. Возрастными особенностями характерно использование символической деятельности (результаты познания здесь и сейчас), ясность замысла изготавливаемого предмета. В возрасте от 5 до 7 лет, возрастными особенностями характерно использование интереса к изобразительной деятельности, самостоятельному поиску новых способов решения поставленных задач. Мотивы самолюбия, самоутверждения, в них ребенок претендует на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. В игре стремится исполнять главные роли. Дети трех — пяти лет - самоутверждаются в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества. Нравственные мотивы проявляются в том, что младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Старшие дошкольники - осознают нравственные нормы и правила, понимают их действительную значимость. Общественные мотивы — это желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Познавательные мотивы проявляются в том, что младшие дошкольники выслушивают объяснения взрослых в том случае, если им это нужно для практической деятельности, они не сравнивают свои достижения с достижениями сверстников. А старший дошкольники проявляют интерес к знаниям, которые становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинают направлять его поведение. Соревновательные мотивы проявляются в среднем и старшем дошкольном возрасте через стремление выиграть, быть первым. Мотив интереса к миру взрослых - побуждает ребенка действовать «как взрослые», желание быть похожим на них. В старшем дошкольном возрасте происходит соподчинение мотивов, мотивы выстраиваются в систему: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Наблюдение старшего воспитателя за проведением педагогами занятий с дошкольниками показало, что ими используются однотипные способы мотивации детей к участию в образовательной деятельности, часто эти способы являются только игровыми и не соответствуют принципу возрастной сообразности. Раскрывая особенности выбора способов мотивации детей к участию в образовательной деятельности будем опираться на учебник «Дошкольная педагогика» под редакцией А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, в котором подчеркивается, что в дошкольном возрасте учитываются потребности, которые движут ребенком в процессе познания (это потребности в одобрении со стороны взрослых и сверстников, в самоутверждении, в «радостном общении», игре и д.). Как утверждают О.В. Солнцева и С.А. Езопова, использование педагогом способов мотивации таких как: Способ решения задач. Способ взаимодействия взрослых и детей для решения поставленных задач. Способ взаимодействия, который придаёт деятельности смысл и значимость для ребёнка. Способ взаимодействия, направленный на активизацию собственных потребностей детей. Способ, который вызывает активную деятельность ребенка (делает ребенка активным участником, позволит сделать взаимодействие с детьми, мотивирующим и имеющим смысл для ребенка). Подводя итог выше сказанному при организации образовательной деятельности с учётом принципа возрастной сообразности в младшем дошкольном возрасте, например, при решении задачи: учить детей определять и называть основные признаки предметов (одежды), можно использовать способ мотивации: помощь значимому взрослому. Педагог обращается к ребёнку с просьбой подобрать предмет одежды на ощупь для игры в магазин «Одежда» и рассказать о ее признаках. А в старшем дошкольном возрасте при решении задачи: учить детей называть и описывать внешний вид и свойства предметов одежды, можно использовать познавательный способ мотивации и создание проблемной ситуации при помощи постановки проблемных вопросов. Зачем люди носят одежду? Чем отличается одежда в разное время года? Из каких тканей шьют одежду, которую мы носим в разное время года? Педагог предлагает детям путём исследовательских действий подобрать ткань для разных видов одежды. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация играет ключевую роль в освоении детьми информации, приобщении к какому либо делу, или какой либо деятельности, создавая условия увлеченности, умственного напряжения, направляя усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений, при этом важно учитывать возраст детей. Для освоения педагогами новых способов мотивации образовательной деятельности дошкольников на занятиях с учетом принципа возрастной сообразности мы определили направления реализации программы внутрифирменного обучения педагогов, которое рассматривается как процесс подготовки педагогов к обучению и реализации современных образовательных технологий, способствующий развитию профессиональной компетентности и изменению поведения педагога, профессиональное развитие в условиях развивающейся образовательной среды (Т. Ю. Базаров, А. Н. Кузнецова, В. И. Рулевский, А. Л. Слободской). Кроме того, такая деятельность должна базироваться на принципах андрагогики — раздел педагогической науки, определяющий образование взрослых, где педагог занимает активную роль в обучении, сам создает возможности для своего обучения, стремится не только к получению знаний, но и к развитию своей практической деятельности, формированию умений и навыков. Направления обучения определяются с позиции: что он умеет делать? какими способами он это делает? что может быть свидетельством того, что деятельность осуществлена эффективно? Для сферы образования важными становятся следующие позиции, сформулированные в виде вопросов: чему необходимо научить обучающегося? как его этому научить, что он должен изучить для этого? как он докажет, что достиг качественного результата? Необходимо сформировать у педагогов умение выбора способов мотивации детей дошкольного возраста к участию в образовательной деятельности с учетом принципа возрастной сообразности и поддержание мотивации педагогов к применению полученных в ходе обучения знаний и навыков в образовательной работе с детьми Для этого мы предлагаем формат активного обучения в форме тренинга (включающего в себя от 3-6 занятия по 1.5-2 часа, 1-2 раза в неделю; в тихий час с 13.00 до 14.30, время для самообразования и работы с документацией). Актуальность тренинга как формата внутрифирменного обучения педагогов по совершенствованию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в том, что он будет направлен не только на формирование знаний о мотивах и способах мотивации детей к обучению, но и развитие практических умений, навыков в организации образовательной деятельности с учётом принципа возрастосообразности. Методы, приёмы и техники тренинга: активные формы обучения, психологические игры, тренинговые упражнения; знакомство и обсуждение литературных источников, статей по технологии развития критического мышления; использование технологии организации, проведения и анализа коллективного творческого дела (Леванова Е. А., К. Фопель, Елена Лютова-Робертс, Галина Монина). Данный формат эффективен также как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения поставленных задач, применению знаний и умений в любых условиях. Ключевыми отличиями тренинга от других групповых форм обучения являются: Прохождение всех базовых стадий обучения (наглядный пример, «здесь и сейчас», доступное понимание, практическое применение в действии, возможность получения обратной связи) Баланс между коллективной и индивидуальной работой (практические упражнения могут выполняются как индивидуально, так и в паре, или со всеми педагогами); количество участников оптимально для получения групповой обратной связи в виде обсуждений, уточнения вопросов по предлагаемой теме Что освоят педагоги: виды мотивов характерных для ребенка дошкольного возраста в любых видах деятельности и как они изменяются в зависимости от возраста способы мотивации детей к участию в образовательной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии с принципом возрастной сообразности освоят практические умения в применении методов мотивации при решении образовательных задач; особенности выбора способов мотивации детей дошкольного возраста к участию в образовательной деятельности с учетом принципа возрастной сообразности Предполагаемые результаты: •овладение педагогами выбора способов мотивации детей дошкольного возраста к участию в образовательной деятельности, чтобы образовательная деятельность стала увлекательной, интересной для ребенка. •овладение навыками и приёмами создания отношений доверия и сотрудничества, уровня комфортности и ощущения безопасности в группе, с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей овладение навыком рефлексией, обобщения полученного знания в области мотивации детей к образовательной деятельности, подведение итогов для определения направления в дальнейшем изучении материала Критерии и оценка результативности: Активность педагогов в тренинге, положительный эмоциональный фон занятий и ощущения педагогов; профессиональный и личностный рост всех участников педагогического процесса; устойчивая мотивация к продолжению обучения, удовлетворение достигнутыми результатами на занятиях; появление в ходе тренинга интересных конструктивных идей и методических разработок; освоение и применение рефлексии полученного опыта. Содержание и формат тренинга требует соблюдение в правилах организации и создании временных границ проведения, так как обучение педагогов планируется во время тихого часа, мы в своей работе мы предлагаем использовать тренинговые игры и упражнения, взятые из литературных источников и модифицированных для ДОО. Список литературы: Гонина, О. О.Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08615-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 20 — URL: HYPERLINK "https://www.biblio-online.ru/bcode/441197/p" https://www.biblio-online.ru/bcode/441197/p. Ефимова Н. С. Основы обшей психологии: учебник. – М.: ИД «Формум»: ИНФРА-М.2013.-288 с.:ил.- (Профессиональное образование). Михайлова-Свирская Л.В. Организация образовательной деятельности в детском саду: вариативные формы: учебно-практической пособие для педагогов дошкольного образования – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 144 с.: ил.- (Вдохновение) Солнцева, О. В. Мотивация и организация образовательной деятельности в детском саду : учебное пособие для вузов / О. В. Солнцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13956-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467366 (дата обращения: 11.04.2021).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»