Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ролевые игры как вид деятельности
в дошкольном детстве

Кияница Лариса Михайловна
       Игра - это основной вид дошкольного возраста ребёнка. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
Слово «игра» мы прилагаем почти ко всякому детскому занятию. Мы говорим про шестимесячного младенца, что он играет со своими ручками; игрой мы называем складывание пирамидки; бросают малыши друг другу мяч или играют в прятки — это тоже игра... Позже, в дошкольном детстве, главным и типичным станет особый вид игры — ролевая игра, в которой дети изображают взрослую жизнь, труд и отношения взрослых. Тогда же, напомним, развернутся и начнут определять психическое развитие те виды деятельности, которые называют продуктивными, — рисование, лепка, конструирование. Но это не значит, что до тех пор, пока малыш не перешагнул рубеж 3 лет, в жизни его нет ни начатков ролевой игры, ни стремления изобразить что-нибудь на листе бумаги, ни возведения башен из кубиков. Напротив, это начинается как раз в раннем детстве, и родители должны уделять всем сторонам жизни малыша надлежащее внимание.
Среди игрушек, которые вы даете малышу, есть куклы, мишки, клоуны, зайцы, есть игрушечная мебель, посуда и т. п. Строго говоря, поначалу это игрушки только для вас — ребенок относится к ним, как к любым другим предметам. Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может показаться, что малыш убаюкивает куклу, укладывает ее спать. Но нет — просто он повторяет за взрослым действия, показанные ему. Ничего он пока не хочет изобразить. На другие игрушки действия эти не переносятся — если мама показала, как баюкают зайца, ее дочка баюкать мишку «не додумается».
Предпосылки к ролевой игре – переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека, формирование действий, воспроизводящих действие других людей усваиваются ребенком под руководством старших.
В связи с принятием Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований» (ФГТ) возникла необходимость изменения содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Современный дошкольник получает огромное количество информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать.
Детство – особая пора в жизни человека, дошкольное детство особенно. Сколько интересного, познавательного узнаем мы в свои первые 7 лет жизни. Но самое главное, именно в этот период каждый человек обладает правом играть. Ведь игра – это естественное занятие для дошкольника, которое помогает с помощью воображения и творчества реализовывать самые несбыточные мечты. Полноценная творческая игра способна дать ребенку ощущение внутренней свободы, успешности, осуществление своих желаний. 
Но, к сожалению, как бы нас педагогов не убеждали, что игра – основной вид деятельности дошкольника и является предпосылкой учебной деятельности, игровая деятельность вытеснялась из жизни детей, мы широко использовали в работе дидактические, подвижные игры, так как с помощью них можно было эффективно решать образовательные задачи. Но уровень развития сюжетно – ролевой игры оставлял желать лучшего.
 По результатам мониторинга социального развития детей мы пришли к выводу, что дети перед выпуском в школу отстают в социальном развитии, так как не усваивают ролевое поведение, не успевают побывать до школы в роли папы и мамы, учителя и ученика, солдата и командира. Дети старшего дошкольного возраста оставались на уровне пятилетних детей. 
Для успешного формирования игровых умений у детей младшего возраста, мы организовывали совместные игры с детьми, где ведущая роль отводилась педагогу. Последовательно мы изменяли характер участия в ней ребенка. Руководство сюжетной игрой осуществлялось на фоне постоянной организации педагогом условий для предметного взаимодействия друг с другом. 
Для обогащения содержания игр организуются: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы, выставки, в которых нас постоянно поддерживают родители. Работа проводится в постоянном контакте с родителями, используя различные формы работы: беседы, консультации, собрания.
Вся работа по использованию сюжетных игр направлена на социальное развитие и подготовку детей к школе, она способствует усвоению детьми разнообразных знаний
(знаний о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.), реализации их в практической деятельности, развитию психических процессов, формированию навыков произвольного управления поведением. 
 
Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом, он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу. В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.
Вышеперечисленные основные особенности отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.

 
Возраст Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации
3-4 гола Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет - цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию
5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми
 
 
В заключение хочется подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы.
Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»