Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Профессиональная самооценка педагога

Машутина Наталья Сергеевна
            Изменившиеся условия в образовательных учреждениях предъявляют новые требования и к личности современного педагога. И если еще 15- 20 лет назад авторитет педагогов был непререкаем, а рекомендации и даже критику, высказанную педагогом воспринимали с благодарностью, то теперь ситуация изменилась радикально. Родители и законные представители воспитанников перестали быть объектами образовательного процесса и заняли позицию активных участников. В этих условиях профессиональная самооценка педагогов выступает важным регулятором поведения. У нас есть прекрасная возможность выяснить насколько громко в сознании звучит голос "внутреннего критика", спорит ли с ним "внутренний адвокат" и на чьей стороне перевес сил? Проблема исследования профессиональной самооценки тесно связана с осознанием уровня притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и прочее.
Профессиональная самооценка отражает степень развития у педагога самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Источником оценочных представлений педагога о себе является его социокультурное окружение. В нём фиксируются основные значения собственного «образа Я». Таким социальным окружением являются педагогический коллектив, учащиеся и родители. В свою очередь профессиональная самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Основными параметрами профессиональной самооценки являются степень адекватности, критичность и мера устойчивости. Названные параметры являются количественными и качественными характеристиками самооценки. Адекватность характеризует самооценку относительно её соответствия или расхождения с фактической мерой определённого качества у субъекта самооценки. Важным критерием адекватности самооценки педагога может быть сравнение этой самооценки с оценками окружающих на основе рефлексивного анализа.
Выделяют адекватную, заниженную, завышенную, амбивалентную или неустойчивую самооценку. Каждая из названных разновидностей самооценки может отличаться определённой мерой устойчивости. Устойчивость является положительной характеристикой самооценки, если она сочетается с динамичностью, сущность которой заключается в способности личности менять высоту самооценки на основании критического анализа результатов собственной деятельности и поведения, а также под воздействием объективных изменений в требованиях к ней окружающих или её собственных требований к себе.
Педагог с заниженной профессиональной самооценкой склонен избегать проявления своих профессиональных навыков, часто испытывает тревожность, фрустрацию при изменении стандартных условий образовательного процесса, испытывает значительные трудности в общении с родителями, часто использует «извиняющийся» стиль коммуникации. Голос внутреннего адвоката практически не слышен, а внутренний критик полностью захватил инициативу. В этом случае все неприятности педагог объясняет своими ошибками.
Педагог с завышенной профессиональной самооценкой не терпит возражений, его внутренний адвокат работает слишком усердно, а внутренний критик совсем ослабел. Такой педагог предпочитает доминирующий стиль партнерскому общению, часто проявляет склонность к экстернальному локусу контроля, при котором успехи приписывает себе, а ответственность за неприятности перекладывает на других участников образовательного процесса.
Педагог с амбивалентной самооценкой становится непредсказуемым, его профессиональная самооценка находится в прямой зависимости от конкретной ситуации, при этом возможны эмоциональные срывы и повышенная тревожность. Внутренний адвокат и внутренний критик появляются и исчезают в зависимости от внешних обстоятельств, однако никто из них не оказывает значительного влияния, и ситуация больше похожа на аттракцион «Американские горки».
Адекватную самооценку педагога может создать только честный разговор внутреннего критика и внутреннего адвоката, когда они примерно равны в силах. На основе адекватной профессиональной самооценки педагог может выстраивать партнерские отношения с остальными участниками образовательного процесса, выбирать адекватный уровень сложности поставленных перед собой задач, испытывать удовлетворение от того, что он избрал именно педагогическую профессию и стремится достичь в ней успехов. Кроме этого адекватная профессиональная самооценка помогает осознать и принять свои профессиональные «несовершенства».
В Японии активно развивается искусство Кинцуги. Философская основа этого искусства заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки. Японское искусство реставрации с помощью лака и золотого, серебряного или платинового порошка Кинцуги не только не прячет повреждения, но и выделяет их, напоминая о событиях прошлого. Череда неудач, когда дела идут не лучшим образом, планы срываются, и кажется, что мы получаем незаслуженный отказ или критику могут быть в жизни каждого человека. Именно в такие минуты нужно вспоминать притчу о двух кувшинах. «Жила- была пожилая женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: женщина приносила домой всегда только полтора кувшина с водой. Целый кувшин был очень горд своей работой, а кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был создан. Спустя 2 года, которые, казалось убедили его в собственной непригодности кувшин с трещиной обратился к женщине: «Мне стыдно из- за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому вытекает вода». Женщина усмехнулась: «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года я могла любоваться этими чудесными цветами и украшать ими свой дом. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы».
Именно наши несовершенства делают нас уникальными людьми. Без них мы все оказались бы идеальными копиями, созданными по одному образцу.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»