Проект для подготовительной к школе группы
Любимый город
Поликарпова Виктория Александровна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 118
Выборгского района Санкт-Петербурга
Вид проекта: информационно-позновательныйвоспитатель ГБДОУ детского сада № 118
Выборгского района Санкт-Петербурга
Продолжительность: средней продолжительности
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.
Срок реализации: с 01.04.2022 по 27.05.2022 г.
Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проблемы:
Целью современного образования является воспитание «человека культуры», способного к свободному творчеству и культурообусловленному взаимодействию с окружающей средой (А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, Т.И. Бабаева, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич и др.). Начальное звено реализации данной цели обеспечивает дошкольное образование.
Особое значение для вхождения детской личности в сложный мир культуры имеет старший дошкольный возраст, когда у детей активно формируется начальное познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к широкому кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка (JI.C. Выготский, О.В. Дыбина, В.В. Зеньковский, И.Э. Куликовская, А.А. Люблинская, Д.И. Фельдштейн, P.M. Чумичева и др.).
Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и. художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет архитектура города, в котором живет ребенок.
Цель проекта:
- Осмысление истории культуры Санкт-Петербурга в контексте всеобщей мировой и европейской истории и культуры.
- Развитие духовного кругозора личности, формирование гражданской позиции.
.
Задачи проекта:
- Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу:
- 2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурноскульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга
- Создать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт-Петербурга
- Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге:
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
- Освоение доступных знаний об истории родного города.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…);
- совместные работы родителей и детей;
Роль родителей в реализации проекта:
- оказание помощи в изготовлении лэпбука «Санкт-Петербург»;
- прогулки с ребёнком по городу, парку, музеям города;
- совместные рисунки, поделки по теме.
- помощь в оформлении фотоальбома «Я петербуржец»
- выставка творческих работ «Наш Город»;
- оформление фотоальбома «Я петербуржец»;
- оформление стенда «Любимый город»;
- оформление презентации "Город рек и мостов"
- оформление презентации "Пргоулки по Петербургу"
- музыкальное развлечение «С днем рождения, любимый город»;
- викторина «Петербург в загадках».
I. Подготовительный:
- изучение интереса детей для определения целей проекта;
- определение цели и задач проекта;
- определение необходимых средств реализации проекта;
- изучение методической, научно-популярной литературы;
- подбор стихов, загадок, рассказов, музыкального сопровождения, мультфильмов о городе;
- подбор дидактических игр, подвижных игр, пальчиковых игр на тему «Любимый город».
Познавательное развитие: НОД
«Город на островах»
«Архитектурный комплекс-Дворцовая площадь»
«Великие люди нашего города»
«Площадь победы»
Социально-коммуникативное развитие:
Игровая деятельность детей:
дидактические игры:
«Архитектурная мозаика»
«Ограды и решетки»
«Загадки сфинкса»
«Узнай по силуэту»
сюжетно-ролевые игры:
«Едем в театр», «Почта», «Аэропорт», «Наша улица».
Речевое развитие:
- Восприятие художественной литературы: - Т.Ю.Кравченко «Путеводитель для детей. Санкт-Петербург»; - Х.Патаки «Мосты Петербурга»; - Д.Арсеньева «Пешком по Невскому»; - А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок) В.Арро «Сокровища моего города», В.Авсеенко «История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках», М.Басина «Мы идем по Ленинграду», Л.Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком.
- Разучивание стихов о Санкт-Петербурге.
- Составление рассказов из личного опыта о прогулках по городу.
- рисование: «Петропавловская крепость», «Памятник Петру I», «Александровская колонна»;
- оригами: «Ангел Петропавловского собора»;
- рваная аппликация: «Кораблик Адмиралтейства».
- рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города;
- выставка творческих работ «Наш Город»;
- оформление фотоальбома «Я петербуржец»;
- оформление стенда «Любимый город»;
- презентация «Город рек и мостов»;
- презентация «Прогулки по городу»;
- музыкальное развлечение «С днем рождения, любимый город»;
- викторина «Петербург в загадках».
Формы и методы работы с детьми:
- беседы;
- наблюдения;
- игровая деятельность;
- ОД;
- индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
- консультативная работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей;
- игры: дидактические, словесные, настольные, пальчиковые, игры-имитации, музыкальные, подвижные;
- выставка рисунков и поделок;
- чтение стихов, рассказов о городе;
- наглядная информация.
- создание картотеки загадок, стихов о Санкт-Петербурге;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, картинки, фотографии, фигурки насекомых);
- дидактические, словесные, настольные игры, подвижные игры, пальчиковые игры;
- выставка книг, альбомов, открыток с видами города, портреты замечательных людей нашего города;
- интерактивная доска, интерактивная приставка Mimio, ноутбук;
- фрагменты классических музыкальных произведений, песни о Санкт-Петербурге;
- электронные презентации по темам;
- подготовка наглядного материала для изобразительной деятельности детей;
- создание условий для музыкального развлечения «С днем рождения. любимый город».
Литература:
Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб, 2000
Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. СПб, 2008
Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга– Петрограда – Ленинграда. – Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986
Ванюшкина Л.М. Музеи, которые нас ждут – СПб: СМИО Пресс, 2017
Воскобойников В.М. Санкт – Петербург. Иллюстрированная история для детей. –СПб.: «Золотой век», «Норинт», 2002
Гурьева Н.А. Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство. – СПб.: «Паритет»,
2015
Гурьева Н.А. Прогулки по Васильевскому острову. – СПб.: Паритет, 2013
Гурьева Н.А. Прогулки по Невскому проспекту. – СПб.: Паритет, 2013
Дмитриев В.К. Санкт – Петербург для малышей: Пособие по истории города. – СПб.:
Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. – 4-е изд., испр. – СПб: Химиздат, 1999
Солнцева О.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт –
Петербургом: учебно-методическое пособие/ О.В. Солнцева, Е.В. Корнева-Леонтьева. –
СПб.: Речь, 2013
Фролов В. и Яковлев О. Как родился Петербург. – СПб.: «Лики России», «Синяяпчела», 1995
Яковлева Н.А. Наш город Санкт – Петербург. Путешествие с Архивариусом через
три столетия: Книга для семейного чтения. Часть 1 – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.:
Специальная литература, 1999