Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нравственный аспект экологического
воспитания дошкольников

Кадырова Виктория Аркадьевна
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей в дошкольном возрасте.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и нравственном воспитании правильного отношения к ней.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во - первых, это комплексное воздействие на формирование отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во - вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.
Воспитателю необходимо создать педагогические условия для нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе деятельности. Для решения данной проблемы педагогу требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственно-экологическое воспитание в деятельности детей.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить
Образовательная деятельность по основам экологии не должна быть скучной, наукообразной. Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме: “Лес” проводит сказочный Лесовичок, по теме “Речка” - Водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, составление сказок, рассказов наблюдение в природе, и в живых уголках, зимних садах - все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Часто на занятиях используются художественные произведения о природе. Это произведения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Заходера и др. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Очень важно донести до детей смысл произведения.
Экологическое воспитание должно проводиться в тесной связи с семьей. Родители должны приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому; заботиться о птицах и животных; учить детей видеть красоту окружающей природы.
Для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в ДОУ созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой и неживой природой (вместе с детьми воспитатели озеленяют уголок природы, заботятся о его обитателях, делают цветники). Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира.
На этапе формирования нравственно-экологического опыта особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей.
Средством психологической подготовки дошкольников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры.
Формирование экологических понятий у дошкольников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на занятиях, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и нравственные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде.
Большинство педагогов отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:
- стимулирование детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на занятиях сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, викторины;
- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение;
- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;
- вовлечение детей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель использует пример и поощрение.
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе, с учетом психологической подготовленности детей и с учетом природных условий, то педагог может сформировать экологически грамотную и нравственно- воспитанную личность.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»