Музыкальное оформление театрализации
способствует развитию слухового внимания
Силина Галина Витальевна
Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете
в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь
в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович
Детские постановки являются неотъемлемой частью образовательной программы для детей дошкольного возраста. Они играют важнейшую роль в развитии актерского мастерства, коммуникативных навыков и здоровой самооценки ребёнка. Помимо этого, участие в детских постановках способствует раскрытию творческих потенциалов детей.Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете
в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь
в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович
Хочу уделить особое внимание музыкальному сопровождению в детских постановках.
Музыкальное оформление театрализации способствует развитию слухового внимания, раскрытию юным артистом исполняемого образа, раскрепощенности исполнителя и повышению самооценки.
При подборе музыкального репертуара для оформления детских театральных постановок (сценок, сказок) я, в первую очередь, опираюсь на тембрально узнаваемую музыку. Драматизацию сказки может весьма украсить подбор сольных детских песенок для каждого персонажа. Это поможет открытию образа и индивидуальности каждого из участвующих детей.
Так помогают « Развивайки, обучайки, 12 песенок о животных, «Насекомые» где подобраны современные яркие и в то же время не сложные детские песенки. В итоге получается симпатичный детский мюзикл.
Важно использовать произведения, которые вызывают у детей положительные эмоции положительную эмоциональную реакцию. Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к развитию и становлению его творчества, которое в свою очередь основывается на ярких музыкальных впечатлениях, через него меняя восприятие разных сторон жизни. Выбор танцевальных выходов персонажей необходимо подбирать тщательно, чтобы музыкальный отрывок по жанру соответствовал портрету персонажа. Так «нежные» роли может украсить вальс; «подвижные, суетливые» персонажи выходят под энергичную польку или плясовую; «грозные, отважные» - под чёткую музыку марша и т.д.
Так, например, музыка, характеризующая медведя, волка или другого крупного животного - в низком регистре (так же, как и озвучивание мужской роли); таких персонажей, как лиса, зайчик, лягушка, бабушка – в среднем регистре; а зайчик, птичка, мышка, девочка - в высоком. Зачастую в этом помогают музыкальные зарисовки из «Утренней гимнастики в детском саду».
Музыкальное сопровождение должно вызывать ассоциативный ряд, который, в свою очередь, повышает интерес к деятельности и способствует лучшему усвоению материала. Оно улучшает слуховое внимание и в некоторых случаях способствует развитию рефлексии и эмпатии, способности распознавать эмоциональное состояние по мимике и жестам, а также чувствовать «настроение» музыки.
Подходить к вопросу выбора музыкального материала необходимо со всей серьёзностью.
В своей работе я активно пользуюсь программами для написания музыки и ее нарезки. Такими как «AudaCiti» и « GarageBand».
С помощью этих музыкальных программ, я подбираю характерные музыкальные отрывки для героев.
Например:
Озвучивание появления Деда – вырезка вступления «Веселый гном»,
Появление Бабки – припев из песни А.Пугачевой «Позови меня с собой»,
Появление Жучки – песенка из мультфильма «Человек собаке друг»,
Появление Кошки – припев «Мадам Брошкина».
Появление Медведя - тема Медведя из мультфильма «Маша и медведь»,
На общий поклон, я обычно, включаю музыку из кинофильма «Усатый нянь» и т.п.
Я стараюсь подбирать знакомые, любимые и узнаваемые детьми музыкальные композиции.
В процессе постановки театрализации, я зачастую пользуюсь картотекой театральных шумов и звуков природы, что также позволяет оживить представление.
Хочу отметить, что не стоит переусердствовать музыкальным оформлением, чтобы не перезагружать слуховое внимание не только маленьких актёров, но и зрителей.
Сказка в музыкальном оформлении воспринимается зрителем интереснее, способствует лучшему восприятию и развитию основ музыкальной культуры и художественно-эстетического вкуса.
Обращаясь к вышесказанному, хочу заметить, что музыка в образовании детей и в творческой деятельности, играет одну из первоочередных ролей.