Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Творческие способности как эффективное
средство в контексте ранней профориентации
детей дошкольного возраста

Фирсова Анастасия Мирсаидовна;
Горчакова Татьяна  Борисовна,
 воспитатели ГБДОУ детский сад № 65
Кировского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье раскрывается одна из важнейших задач дошкольного учреждения и воспитателя по вопросу ранней профориентации дошкольника. Подчеркивается важность использования творческих способностей как эффективного средства в контексте ранней профориентации детей дошкольного возраста.  Задачей взрослых является подготовка ребенка к осознанному выбору профессии. Этот выбор встает перед ребенком в переходный период от зависимости детского возраста к самостоятельности в той или иной степени. Ребенок легче преодолевает данный рубеж, если он психологически готов к выбору и может соотнести свои возможности и способности с требованиями выбранной им будущей профессии. С этой целью важно начать работу по профориентации еще в дошкольном возрасте и совместными усилиями педагога и родителей помочь ему преодолеть трудности в становлении полноценным членом общества.  
       Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество. Психолог отмечает, что профессиональное становление личности начинается с развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий [1, с.56-63].                                                                          
Ключевые слова: профессия, ранняя профориентация, творческие способности, личность. 
       Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования основных физических и психических  качеств, которые позволяют ребенку впоследствии стать личностью. Именно в детстве  любознательность достигает своего пика, и лишь обеспечив юного почемучку полной и достоверной информацией, поданной в доступной для него форме, педагог может значительно облегчить процесс становления личности ребенка.
     Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования. Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития [2].
      Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста, как педагогическая проблема, в течение почти сорока лет была предметом исследований многих ученых: И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Ш. Шахмановой. [3].
         Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому увидеть суть той или иной профессии. И, конечно, очень важно чтобы педагогу помогали родители. Мало дать знания малышу, необходимо пронести запас знаний до момента осознанного выбора будущей профессии. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах. Они же в свою очередь могут появиться лишь при осознанном выборе профессии. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что вопрос профориентации важен в дошкольном возрасте. Для того чтобы формировать у детей представление о том, что такое профессия; поддерживать интерес к ним; способствовать формированию осознанного  выбора  или  хотя бы предпочтений, педагогу важно идти в ногу со временем. Уже недостаточно использования  традиционных методов и приемов ознакомления дошкольников с трудовой деятельностью  взрослых, важно создать правильную мотивацию, заинтересовать дошкольника. В старшем дошкольном возрасте можно активно проводить работу по профориентации основываясь на игровых методах, используя в своей работе элементы театрализации и психологические особенности детей.
        Учитывая потребность детей в самовыражении, в огромном желании проявить себя в различных конкурсах и соревнованиях, которые не только развивают ребят, но и имеют большое значение для сплочения коллектива в целом, мы решили в своей работе по ранней профориентации сделать упор именно на этом. Ежегодно наши воспитанники принимают участие в  творческих районных конкурсах, целью которых является воспитание  уважения к чести и достоинству людей, выбравших своей профессией служение и защиту Отечества  и ее граждан. Так наши воспитанники стали призерами в конкурсе патриотической песни: « Я люблю тебя, Россия!» Жанр – литературно - музыкальная композиция, где представляли профессии пожарных, спасателей МЧС, полицейских и военных. Подготовке к конкурсу предшествовала огромная работа: ребята знакомились с особенностями и нюансами профессий, изучая презентации и видеоролики, изучая роды войск  и геральдику, получая такие важные и интересные знания в столь увлекательном и познавательном процессе. В итоге все мальчики группы, осознав важность и необходимость таких мужественных профессий, хотят в той или иной мере защищать Родину, а некоторые определились со своей будущей профессией. Мы считаем, что это необходимый опыт, так как затрагивает духовную составляющую ребенка,  формирование высших человеческих чувств  происходит в процессе усвоения ребенком социальных норм и требований, которые  приняты и уже апробированы в обществе. Воспитанник  примеряет на себя существующую систему ориентиров: оценивает их эмоционально  как приемлемые или как недопустимые.
       В своей работе мы стараемся раскрыть творческие способности всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, именно поэтому при подготовке к конкурсам участвуют все воспитанники: кто то рисует и оформляет декорации, кто то сочиняет стихи и выступает на сцене. Мы стараемся донести до детей, что каждый из них важен и по большому счету – не заменим, поскольку уникален по – своему, проводим соответствующие аналогии и с выбором профессии. Совместный труд приводит и к совместным успехам, так мы победили в конкурсе изготовления тематических костюмов «Костюм МЧС для ЧС». Отдав  инициативу в руки воспитанников, мы были приятно удивлены их осознанными предложениями, а в результате – очень грамотными решениями касающихся функционального предназначения костюма- ребята учли такие факторы как защита от перегрева и  переохлаждения, продемонстрировав тем самым глубокие знания о профессии «спасатель».
      Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности.  Главное – показать детям социальный мир, говоря с ними на одном языке, помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Учитывая современные тенденции, нельзя отрицать, что уже  даже в дошкольном возрасте, дети обращают внимание на материальную составляющую тех или иных видов деятельности. К огромному сожалению, всё чаще игре «Дочки- Матери» они предпочитают игры в «тиктокеров» и «блогеров». И как бы мы не стремились прославить человека- труженика, познакомить и показать необходимость и важность профессий которым уже тысячи лет, нам приходиться в своей работе учитывать и  новые реалии.  Так в нашей группе был проведен конкурс среди «блогеров», желающих представлять нашу команду в районном конкурсе « Мы за безопасность дорожного движения!» Вместе с выбором победителя, к ребятам пришло и понимание того, что и блогером быть не так уж просто – нужно иметь отличную память, хорошую дикцию, обладать харизмой и в какой то мере артистизмом. А также осознание того, что над имиджем одного человека трудились и дизайнер, и швея, и парикмахер, и тренер, и программист, и инженер, и водитель, и повар, и уборщик и  т.д.             
  Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение  взрослого к труду. Мы стараемся учитывать творческий потенциал и во взаимодействии с родителями, так семьи наших воспитанников принимают участие в проекте « Я расскажу  о профессии...», где демонстрируют различные таланты и способности в манере подачи информации о той или иной профессии, рассказывают о своих семейных трудовых династиях. Учитывая эпидемиологическую обстановку, нам пришлось изменить формат работы с родителями  на дистанционный, теперь в своей работе мы используем и видеозаписи рассказов  родителей о своем труде, что имеет свои плюсы – ребята видят непосредственную обстановку, настоящую форму,  реальное оборудование, то есть,  имеют возможность увидеть все своими глазами. Рассказы взрослых помогают детям осмыслить суть профессии и ориентируют их в осознанном выборе в будущем. А значит, современное общество получит грамотных специалистов.
     Нельзя недооценивать влияние творчества для достижения главной цели ранней профориентации дошкольников –  развития эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру и постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно анализировать, планировать и реализовывать свой путь профессионального развития. Считаем, что работа в данном направлении актуальна  и имеет будущее в контексте ранней профориентации дошкольников.
Список литературы
1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, - 2004.  
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий/- М., 2006.
3. "Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. Нечаевой  Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»