Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патриотическое воспитание в детском саду
в условиях введения ФГОС ДО

Корякина Виктория Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 59
комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга

 
Патриотизм –это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше.
Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое
переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
А.Н. Толстой
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.                                                                       
Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием образа жизни, идеологии, среды и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – семье, родне, друзьям. С любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, к школе, городу, родной природе. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.
     К большому сожалению современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени старшего поколения: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями… Объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Но как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны. Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение.  Ребенок постепенно знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Самые эффективные факторы воспитания – личный пример родителей и педагогов их взгляды, суждения, активная жизненная позиция. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно на личном примере показывать любовь и гордость за свою страну, за свой народ. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста
 Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к своей Родине, к своей стране.
Основные задачи можно выделить следующие:
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • развитие гордости за достижения своей страны;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • воспитание уважения к труду.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Педагоги должны стремиться в своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы.
 Формы работы по патриотическому воспитанию.
  • создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
  • тематические мероприятия;
  • беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о героях нашей страны;
  • чтение детских книг на патриотические темы;
  • просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
  • экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
  • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
  • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр),
  • ознакомление с продуктами народного творчества;
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
  • участие в общественных и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде.
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом.
Особое место в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду занимает участие родителей. Каким бы квалифицированным и опытным ни был педагог, ему тяжело полностью заменить воспитание в семье. С родителями у ребенка устанавливается не только интеллектуальная, но и глубокая эмоциональная связь, он более восприимчив к их доводам. При этом родители должны стать не просто помощниками, а полноценными участниками воспитательного процесса. Необходимо стремиться к их координированной, слаженной работе плечом к плечу с педагогами, при необходимости привлекать к этому процессу различные социальные структуры.
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте: семья, детский сад, родной город, родная страна, наша Армия, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Воспитывая будущее поколение, нужно помнить, что обществу нужен правильный, полный сил и энергии созидатель нашего государства. От того как будут решаться задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
        Используемая литература, источники:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
 2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: Детство-Пресс, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
4. Пономарева О.А. Программа по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». http://festival.1september.ru/articles/607047
5. https://solncesvet.ru/blog/psihologiya-i-vospitanie/patrioticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»