Ритмика для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Зайкис Рада Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад № 44
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи для удержания внимания и закрепления навыков способствуют занятия по танцевальной ритмике.
ГБДОУ детский сад № 44
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Главная цель, заключается в обеспечении возможности для творческого развития и самовыражения, занимающихся через движение, музыку, образ путем интеграции компонентов физической культуры и искусства, объединения духовно-телесных составляющих ребенка с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида.
Реализация этой цели позволяет приобщать данную категорию населения нашей страны к доступным видам деятельности, способным обеспечить самоактуализацию, самопознание и самопонимание, удовлетворение от активности; снятие психологических напряжений, устранение «мышечных зажимов», коррекцию негативных состояний и, в конечном счете, вовлечение в занятия творческими средствами.
Основными задачами, являются:
– развитие креативных (творческих) и эстетических способностей у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья;Реализация этой цели позволяет приобщать данную категорию населения нашей страны к доступным видам деятельности, способным обеспечить самоактуализацию, самопознание и самопонимание, удовлетворение от активности; снятие психологических напряжений, устранение «мышечных зажимов», коррекцию негативных состояний и, в конечном счете, вовлечение в занятия творческими средствами.
Основными задачами, являются:
– обеспечение возможностей для развития сферы чувств, соучастия, сопереживания, самовыражения своего состояния, настроения, духовной сущности человека в сфере двигательной практики;
– преодоление психологических комплексов, снятие «мышечных зажимов» с помощью физических упражнений, музыки, танцев, сюжетных игр и т. д., и т. п.;
– активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества, совершенствование коммуникативной деятельности;
– приобщение к искусству и другим видам творческой деятельности, связанным с искусством.
При проведении занятий по танцевальной ритмике рекомендуется выполнять ряд условий:
– создание естественной стимулирующей среды, в которой занимающийся чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность;
– подбор заданий, соответствующих возможностям занимающегося, исключение негативных оценок их действий, идей, результатов, поощрение фантазий и творчества;
– «оживление» абстрактных символов, усиление положительной мотивации к занятиям и личной заинтересованности участников занятий в происходящем;
– реальное проживание, проигрывание, прочувствование всевозможных воображаемых и реально существующих в жизни ситуаций;
– использование метода перенесения смысла с одного познаваемого объекта на другой за счет применения метафор (перенесение одного образа в другой – более сложный и семантически более богатый), аналогий (вскрывает внутреннюю сущность объекта, делает «необычное знакомым», понятным для занимающегося), аллегорий (сопоставление несопоставимого) и других идеальных образований, составляющих универсальный механизм творческой деятельности и играющих немалую роль в художественном осмыслении действительности.
Самыми главными функциями танцевальной ритмики, являются творческая (что прямо указывается в названии видов), развивающая, воспитательная (самовоспитание) и личностно-ориентационная.
Большими воспитательными возможностями обладают средства искусства, художественно-музыкальные способы воздействия на занимающихся, их участие в театрализованной деятельности и др.
Значительные резервы креативных телесно-ориентированных практик имеются для формирования навыков самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самоорганизации.
Следует отметить, что именно в этом виде имеются наибольшие возможности для формирования аксиологической (ценностной) концепции жизни человека, ценностных ориентаций, мотивов, интересов.
Это объясняется взаимоусиливающими влияниями интегрированных средств физической культуры и искусства, художественного осмысления и трактовки действительности.
Коррекция негативных психологических состояний, осуществляемая в танцевальной ритмике, возможность вытеснения предшествующей личностной позиции дают основания для утверждения о большом значении рекреативно-оздоровительной функции. Здесь имеются в виду эстетическая, зрелищная, коммуникативная и гуманистическая функции.
Что касается принципов, то среди них доминирующее положение занимают социальные принципы: гуманистической направленности, приоритетной роли микросоциума, интеграции и социализации.
Большими воспитательными возможностями обладают средства искусства, художественно-музыкальные способы воздействия на занимающихся, их участие в театрализованной деятельности и др.
Значительные резервы креативных телесно-ориентированных практик имеются для формирования навыков самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самоорганизации.
Следует отметить, что именно в этом виде имеются наибольшие возможности для формирования аксиологической (ценностной) концепции жизни человека, ценностных ориентаций, мотивов, интересов.
Это объясняется взаимоусиливающими влияниями интегрированных средств физической культуры и искусства, художественного осмысления и трактовки действительности.
Коррекция негативных психологических состояний, осуществляемая в танцевальной ритмике, возможность вытеснения предшествующей личностной позиции дают основания для утверждения о большом значении рекреативно-оздоровительной функции. Здесь имеются в виду эстетическая, зрелищная, коммуникативная и гуманистическая функции.
Что касается принципов, то среди них доминирующее положение занимают социальные принципы: гуманистической направленности, приоритетной роли микросоциума, интеграции и социализации.