Музыкально-фольклорная деятельность в детском саду
Вайнтруб Ирина Владимировна,
музыкальный руководитель
Мудрость предков зеркало для потомков.
К.Д. Ушинский
В условиях экономических, политических и культурных преобразований, происходящих сейчас в нашем обществе, перед ДОУ поставлена задача дальнейшего совершенствования эстетического воспитания, которое является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой гармоничной личности. В сложном и трудном деле эстетического воспитания большую роль играет музыка как искусство, которое непосредственно воздействует на эмоциональную сторону личности и становится в наши дни все более значительным компонентом духовной жизни народа. музыкальный руководитель
Мудрость предков зеркало для потомков.
К.Д. Ушинский
Развитие творческого потенциала личности ребенка является приоритетным направлением современной педагогики. Использование музыкального фольклора приводит к поиску новых форм и методов работы, активизирующих у детей музыкально-творческие способности.
Устное народное музыкальное творчество – первооснова всей музыкальной культуры.
Наряду с понятием «народное творчество» в научной литературе применяется также термин «фольклор» (буквально «народная мудрость»).
Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Сейчас остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям. Наиболее подходящий возраст для осваивания фольклора – это дошкольный возраст, когда ребенок воспринимает окружающий мир как целое, а все в этом мире – как одушевленное, живое.
Детский музыкальный фольклор – это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для дошкольников служат считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Каждый ребенок с первых месяцев жизни соприкасается с колыбельными песнями, потешками, прибаутками, сказками, а затем, подрастая, со считалками, дразнилками, играми. Через них он познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком.
В своей работе с детьми я широко использую народное творчество. В адаптационный период потешка является незаменимым помощником. Она помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Ребёнок слышит потешки и подсознательно ассоциирует воспитателя с мамой, т.к. мама уже пела ему такие «песенки». И ребёнок проникается доверием к воспитателю.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший,
Сашенька пригожий.
Во время режимных моментов, например, при умывании, потешки и припевки учат детей не бояться воды, прививают культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки алели, чтобы губки...,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Помогает потешка и во время приёма пищи.
Умница Катенька, ешь кашку сладеньку.
Даже тогда, когда заплетаешь девочек, не всегда они хотят причесывать волосы, опять приходит на помощь потешка:
Расти, косынька,
До пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Использую потешки, припевки, пою колыбельные, рассказываю сказки при укладывании детей спать. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Фольклор вызывает уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания к сверстникам.
«Не плачь, не плачь, куплю тебе калач, а будешь плакать куплю худой лапоть». Широко использую в своей практике игрызабавы: «Жмурки», «Эстафета в мешках», « Бег со связанными ногами». На прогулках использую заклички, например:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка.
Широко использую народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений.
На праздниках и развлечениях также используются народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка». В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч», в подвижные игры: «Горелки», «Цепицепи кованные «, «Вышибалы», «Лапта», «Гуси-лебеди» и др.
Большинство народные игры требует от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений. Воспитывает в них смелость, коллективизм, честность. Развивает выносливость.
Широко использование народных игр: подвижные, хороводные, словесные все это делает праздники эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.
Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
Тысячу раз прав А. М. Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего — и легче всего в игре, игрой». Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор.
Фольклор помогает духовно-нравственному воспитанию. Все дети в играх хотят быть главными героями и тогда с помощью считалки можно разрешить любой спор.
Например:
Плыл по речке красный мяч.
Увидала щука, что это за штука?
Хвать, хвать! Не поймать.
Мячик вынырнул опять.
Он пустился дальше плыть,
Выходи, тебе водить.
Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.
О программе проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, чтобы они тоже активно включались в их подготовку. Родители совместно с детьми готовят атрибуты, костюмы, маски. Это сплачивает семьи, оказывает положительное влияние на ребёнка, родители своим примером показывают своё отношение к народным традициям, учат их сохранять и уважать.
Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.
Духовный фундамент личности закладывается в раннем возрасте. Очень важно, то содержание, которое освоит ребенок в данном возрасте. В этом смысле традиция во все времена была надежным духовным оплотом народа.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа, так же, как встарь должны наши дети быть участниками традиционных праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Использованная литература:
1. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие.«Мозаика-Синтез», 2012 г.
2. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», Из-во «Владос», 2010 г.
3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры М. : «Просвещение», 1986 г.
4. Яковлева Н.Н. « Использование фольклора в развитии дошкольника», Из-во «Детство-Пресс», 2009 г.
5. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput59.html