Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интерактивные формы работы с детьми ТНР и родителями

Шкуратова Ольга Романовна
Сегодня многие родители из-за социальной нестабильности и экономического неблагополучия все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, а также подготовке их к школе, переложив всю ответственность на педагогов ДОУ.
К нам в логопедические группы приходят дети с различной степенью нарушений речи, при этом часто сопутствуют проблемы волевой сферы, нарушения внимания, памяти. Эти проблемы накладывают отпечаток на внутреннее состояние ребенка: зачастую наши дети малообщительны, стеснительны; имеются проблемы с общением, особенно трудно они вовлекаются в совместные игры со сверстниками.
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи вопрос о необходимости активного участия родителей в процессе преодоления недостатков речи их детей стоит наиболее остро. Уже с первых дней посещения логопедической группы требуется помощь родителей. Ведь только у них есть возможность ежедневно закреплять новые навыки произношения у своего ребенка. Но не каждый родитель готов к активному сотрудничеству по выполнению индивидуальных заданий логопеда, к серьёзной работе со своим ребенком, требующей времени, сил, терпения готов не каждый. Поэтому мы находимся в постоянном поиске новых форм работы с родителями для решения важной задачи построения взаимодействия с семьями воспитанников. Ведь семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль. 
Наблюдения за отношениями детей и их родителей, беседы с мамами часто выявляют скрытую неудовлетворенность матерей в отношении своих детей. Дети это чувствуют, и у них возникает боязнь высказываний, они отказываются разговаривать на занятиях, замыкаются. Коррекция проходит именно в активной речи ребенка. Иной раз много усилий надо приложить, чтобы снять у ребенка страх за неправильный ответ или нечеткое произношение. 
Перед нами педагогами стоит важная задача - построение  взаимодействия с семьями воспитанников на новых принципах, вовлечение родителей в образовательный процесс. При этом именно активное участие родителей является обязательным и чрезвычайно ценным. Для детей мнение  родителей  является  самым  авторитетным, и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять навыки в процессе живого общения с ребенком.
Мы много внимания уделяем передаче родителям        информации о воспитании и обучении детей, используя для этого самые разные формы, но большая часть информации через небольшой период времени забывается родителями. По нашему мнению, это происходит потому, что теоретические знания не переходят в практику. В своей работе мы стараемся больше показать родителям различные виды игр, занятия (фронтальные и индивидуальные), организацию выставок, игр, пособий, практикумы, памятки-буклеты. Практикуем совместные детско-родительские досуги, на которых родители имеют возможность сами поучаствовать в играх.
Перед нами встала цель-используя интерактивные формы  работы с родителями, сделать их активными участниками педагогического процесса. Формы совместной деятельности включает в себя  задачи, такие как:
1.Индивидуальные особенности семьи
2. Потребности родителей:
3.Партнёрские отношения:
4.Атмосфера взаимопонимания:
5. Практическое применение знаний родителями:
Предлагаем некоторые наиболее интересные формы взаимодействия с родителями.
Нетрадиционное анкетирование
В своей группе мы применили нетрадиционное анкетирование в виде создания «дерева желаний» чтобы выяснить потребности и ожидания родителей…..(такая форма анкетирования вызывала у родителей большую активность и заинтересованность)
Мастер – классы мы практикуем, чтобы познакомить родителей с новой техникой, создать доверительную атмосферу. Помочь в организации детской деятельности и закреплении звуков в домашних условиях, это могут быть:
Нетрадиционной техникой рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста, дыхательная гимнастика), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
При проведении семинаров - практикумов мы создаём комфортные условия для живого обмена мнений, опытом семейного воспитания детей знакомим с пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой, разучиваем ритмические упражнения.
Развиваем коммуникативные навыки участников, расширяем круг общения между родителями. Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт.
В дни открытых дверей мы приглашаем родителей принять участие в жизни детского    сада и группы. Используя форму взаимодействия самоуправление –происходит активизация и обогащение воспитательных умений родителей во взаимодействии с детьми с ТНР.
 Мы поддержали уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. Например, родители приняли участие в проведении утренней гимнастики и спортивных состязаниях, творческих мастерских, и провели мастер-классы.
В своей работе мы практикуем также совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития (праздник красивой речи «Веселый язычок», Масленица). Поэтому сценарии досугов составляем так, чтобы у детей посильная речевая  нагрузка,  само  участие  давало  детям  моральное   удовлетворение.  Укрепляло веру в своих способностях. При таком подходе родители становятся активными помощниками и участниками. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такой досуг состоит из двух частей.
Первая часть представляет собой презентацию домашней работы. Представление носит индивидуальный характер, зависит от тяжести нарушений речи и психологических особенностей ребенка. Содержание выступления ребенка заранее     оговаривается логопедом с родителями, проводится подготовительная работа с ребенком.
Выступление может быть в виде выученной чистоговорки, короткого   стишка (текст чистоговорки подбирает логопед, чтобы словарный материал не содержал сложных слов в произношении и ребенок чувствовал себя уверенно). В презентации может принимать участие любой член семьи. Обычно с презентациями выступают все присутствующие дети.
В начале первого года обучения выступления-презентации короткие, носят чисто эмоциональную нагрузку. Каждый ребенок и его родитель   получают громкие аплодисменты за выступление.
Вторая часть представляет собой игротеку. Обязательно первая игра должна быть с хорошей подвижностью, чтобы снять нагрузку после    малоподвижной деятельности. Игры и задания отражают тематику досуга, проводятся с участием родителей и других членов семьи.
Участие родителей в семейных конкурсах, выставках акциях (выставка рисунков к «Дню блокады Ленинграда», акция «Бессмертный полк») Дети, посетив данные выставки, приобрели новые знания, расширили кругозор, учились рассказывать о предметах выставки.
Родители приобрели опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.
Родители приняв участие в акции «Бессмертный полк», делились своими воспоминаниями героях войны. Всей семьёй создавали коллажи о воевавших родственниках. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Организация совместной трудовой деятельности.
(приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
Выявление творческих родителей и детей в группе.
Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через     организацию разнообразных выставок творческих работ. Творческие задания раскрывают потенциал родителей. Выставки работ изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала или самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.
 
Используя интерактивные формы рабаты, помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективней, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем их хвалить. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.
     Уважаемые коллеги ! Я надееюсь, что предложенная мной форма работы с родителями поможет Вам в объединении усилий педколлектива и родителей в развитии ребенка, как личности и будет способствовать поиску новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»