Методическая разработка по экологическому воспитанию
с элементами театрализованной деятельности, ИКТ
для детей среднего возраста
для детей среднего возраста
День Рождения синички
Соломоненко Ольга Валерьевна,
воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ детский сад № 14
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель:воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ детский сад № 14
Кировского района Санкт-Петербурга
формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с жизнью синиц, их местом обитания в разное время года.
Расширить представления о перелетных и зимующих птицах, о причинах отлета птиц в осенний период.
Расширить представления детей о зимующих птицах, их питании.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Активизировать познавательную и речевую активность детей.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах.
Наблюдение за птицами во время прогулок.
Просмотр слайдов с изображением птиц.
Чтение стихов и рассказов о птицах.
Изготовление кормушки вместе с родителями.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, иллюстрации зимующих птиц, корм (крупа, черный хлеб, конфеты, сало и т.п.), перчаточный театр (синичка), театральный сундучок – ширма, магнитофон, кормушка, самоклеющиеся украшения.
Условия осуществления мероприятия:
группа детского сада.
Ход:
Вводная часть:
Дети и воспитатель стоят в центре группы. Рядом стол, на котором стоит театральный сундук. Напротив стола стоят в ряд стульчики.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Замечательно! Предлагаю обменяться настроением, и оно станет
еще лучше. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте встанем в круг, повернемся друг к другу лицо и
улыбнемся. Руку правую подали, руку левую пожали. Обменялись
все добром, в группе весело живем.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад и увидела вот этот
сундучок.
Показывает театральный сундучок.
Воспитатель: Что бы это могло быть?
Предположения детей.
Воспитатель: Давайте откроем и посмотрим.
Ой, не открывается... Что же делать?
Предположения детей.
Воспитатель: Может вы знаете какие-нибудь волшебные слова?
Ответы детей.
В случае затруднения воспитатель помогает.
Воспитатель: Садитесь на места и давайте вместе произнесем: «Крибли, крабли,
бумс». Ой, открылся.
Крышка сундучка трансформируется в ширму. Звучит музыка (пение синички) – см. приложение 1, появляется синичка (театр перчаток). Воспитатель надевает перчатку на руку, играет 2 роли: синички и воспитателя.
Синичка: Доброе утро, ребята. Вы меня узнали?
Ответы детей.
Синичка: Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
И зовут меня… (Синичка).
Синичка: Дорогие ребята, прилетела я к вам из леса. Совсем скоро наступит
зима, и птицам будет холодно и голодно. Некоторые улетели в
теплые края, а я осталась. Без помощи людей нам не выжить, поэтому
в конце осени мы, зимующие птицы перебираемся поближе к
человеку.
Воспитатель: Дорогая синичка, почему ты такая грустная?
Синичка: Совсем скоро у меня будет День Рождения – Синичкин день. Я бы так
хотела его отпраздновать со своими друзьями – зимующими
птицами. Но нет у меня жилища, угощения и друзья мои потерялись
(плачет).
Воспитатель: Не переживай, милая синичка. Мы с ребятами тебе поможем,
правда, ребята?
Ребята: Да!
Воспитатель: Как мы можем помочь?
Важно, чтобы дети сами сказали, чем помогут синичке.
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы сделаем синичке кормушку, приготовим
угощения, найдем друзей и устроим самый веселый День
Рождения.
Синичка: Спасибо, дорогие ребята!
Воспитатель: Тогда нам пора в путь, но сначала предлагаю немного поиграть.
Синичка: С удовольствием! Я вас научу игре «Шустрые синички». Вставайте
ребята.
Воспитатель встает в круг с детьми.
Звучит музыка (см. приложение 2).
Игра «Шустрые синички».
Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ножке)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте правой ножке)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку. (присели)
Почесала клювом грудку. (встали, наклоны головой)
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
Воспитатель: Ну, вот мы и размялись! Но нам пора помочь синичке и найти ее
друзей. Садитесь, ребята. Посмотрите, сколько птичек. Нам нужно
выбрать только зимующих.
Начинается интерактивная игра - загадка «Найди зимующих птиц», см. Приложение 3.
Дети садятся напротив экрана.
Синичка: Спасибо, дорогие ребята! Вы нашли всех моих друзей. Теперь я могу
отметить свой День Рождения.
Воспитатель: Подожди, милая синичка. Мы должны приготовить угощение.
Ребята, подходите к столу.
Начинается игра «Накорми птиц». На столе на тарелочках лежат семечки, сало, крупа, черный хлеб, конфеты, ягоды рябины, семена тыквы.
Воспитатель: Ребята, нам нужно убрать лишнее - то, что птицы есть не будут.
Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица
с удовольствием полакомится салом? Какая птица питается
ягодами рябины? Выберите модель этой птицы и положите рядом
с тарелочкой.
В случае затруднения воспитатель помогает.
Синичка: Спасибо, ребята за угощение Зимой мы охотно лакомимся творогом,
несоленым мясом, а вот жареные семечки и черный хлеб нам нельзя.
Воспитатель: Теперь все ребята знают, чем питаются птицы зимой. А куда же
мы положим наши угощения?
Дети: В кормушку.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какую кормушку я приготовила для
нашей синички и ее друзей.
Воспитатель показывает заранее подготовленную кормушку.
Воспитатель: Давайте вместе ее украсим. Садитесь за столы.
Дети украшают самоклеющимися украшениями (стразы, бантики, ленточки и т.д.). Начинается коллективная работа.
Синичка: Большое вам спасибо, дорогие ребята за чудесную кормушку! А
теперь я приглашаю вас на свой День Рождения.
Звучит песня «Синички», (см. Приложение 4). Все танцуют.
Воспитатель: Спасибо тебе, милая синичка, за то, что ты побывала в нашем
детском саду. Надеемся, что мы тебе помогли. Мы обязательно
повесим кормушку у нас на площадке и каждый день будем
угощать тебя лакомства.
Синичка: Спасибо большое за помощь До свидания.
Дети: До свидания.
Заключительная часть (рефлексия):
Вопросы рефлексии могут быть другие, в зависимости от того, как дети восприняли занятие.
Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня пожаловал в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: А зачем она к нам прилетала?
Ответы детей.
Воспитатель: А мы помогли синичке?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно
и голодно. А почему птицам зимой голодно?
Ответы детей.
Воспитатель: И наша с вами задача: не дать погибнуть зимующим птицам. А
как им помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, сделать кормушку, подкармливать птиц.
Предлагаю пойти на улицу, повесить нашу кормушку и положить
лакомства для зимующих птиц.
Желательно выйти на улицу и повесить кормушку сразу после занятия.
Список использованных источников:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», -СПб, 2014.
2. Лучич М. В. «Детям о природе», -М., 1989.
3. https://infourok.ru/scenariy-zanyatiyarazvlecheniya-sinichkin-den-2290187.html
4. https://kladraz.ru/blogs/elena-nikolaevna-kovalenko/poznavatelnoe-zanjatie-v-srednei-grupe-sinichkin-den.html