Использование круп в работе
с детьми дошкольного возраста
Осипова Татьяна Игоревна
В работе с детьми, педагог использует множество различных материалов.Я часто использую крупы в своей работе, потому что их можно сочетать с любым другим материалом: с пластилином, тестом, глиной, бумагой и т.д. А самое главное, использовать данный материал можно на протяжении всего дошкольного периода.
И еще один важный аспект. Применение круп возможно во всех образовательных областях основных направлений развития, способствующих формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Работа с крупами должна проводиться поэтапно:
На первом этапе необходимо познакомить детей с материалом, его свойствами. Объяснить правила и основные приемы работы с крупами. Педагог является непосредственным участником всех игр и упражнений, используемых в совместной деятельности с детьми.
Начинать знакомство с крупами можно уже с младшего возраста. Учитывая, что игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагог решает все образовательные задачи, то и занятия с крупами должны проходить только в игровой форме. Ребенок использует крупу, как обыкновенный песок: высыпает и пересыпает его, строит постройки, обыгрывает их, рисует.
Необходимо научить детей определенным правилам работы с крупами, и требовать их выполнения.
Правила работы с крупами:
- столы лучше застелить клеенкой
- рукава детей должны быть закатаны
- приучать ребенка поддерживать порядок во время игры с крупами
Заканчивается первый этап, когда ребенок:
- знает названия круп, их свойства
- самостоятельно выполняет правила работы с крупами
- хорошо знаком с основными приемами работы
- проявляет активность при взаимодействии с крупами
Учитывая то, что дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел и найти нужные способы решения игровых задач, игры с крупами изменяются и усложняются.
Можно предложить детям пособия, направленные на обогащения двигательного опыта, находящиеся в свободном доступе (в физкультурном уголке). Это может быть сенсорная дорожка, наполненная, различными по структуре, крупами, мешочки с крупами, различающиеся по цвету, форме, размеру.
Крупы можно использовать и в учебном процессе, например, при обучении математическим представлениям, в качестве раздаточного материала, или разложенные по матерчатым мешочкам, для определения количества на ощупь, при обучении и тренировке в счете. Рассказы о происхождении круп, отгадывание загадок и чтение художественных произведений о злаках, можно использовать в беседах, обсуждениях и других видах совместной деятельности речевой направленности, для развития устной речи.
В изобразительной деятельности дети знакомятся с новыми приемами работы с крупами (окрашивание круп, выкладывание узора из круп, с использованием клея), проявляют самостоятельность в выборе материала. Приобретают навыки использования круп, как в предметной, так и в декоративной лепке, сюжетной аппликации.
К концу второго этапа ребенок:
- знаком с происхождением круп
- взаимодействует с крупами в свободной деятельности
- проявляет интерес в создании поделок с использованием круп
- хорошо владеет различными способами работы с крупами
Самым большим достижением является то, на сколько, каждый ребенок сможет раскрыть свои творческие способности. Чтобы добиться желаемого результата, при взаимодействии ребенка с крупами на данном этапе, педагог:
- поощряет стремление к творчеству
- учит планировать деятельность
- направляет, объясняет, советует
- помогает в создании проекта по личному замыслу ребенка
Таким образом, к концу третьего этапа ребенок:
- применяет знания о крупах в практической деятельности
- уверенно владеет всеми знакомыми ему способами и приемами
- проявляет творчество в создании собственного проекта
- самостоятельно организовывает, доводит до конца свою деятельность
Литература:
- Артемьева А. В.Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. Сфера 2017 г. -64с.
- Боброва Н.Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. Питер, 2016. -112с.
- Большакова С. У.: Формирование мелкой моторики рук. Сфера, 2017 г. -64с
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
- Крупкнчук О.И. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. Литера, 2020 г. -32с.