Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование круп в работе
с детьми дошкольного возраста

Осипова Татьяна Игоревна
В работе с детьми, педагог использует множество различных материалов.
Я часто использую крупы в своей работе, потому что их можно сочетать с любым другим материалом: с пластилином, тестом, глиной, бумагой и т.д. А самое главное, использовать данный материал можно на протяжении всего дошкольного периода.
И еще один важный аспект. Применение круп возможно во всех образовательных областях основных направлений развития, способствующих формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Работа с крупами должна проводиться поэтапно:
На первом этапе необходимо познакомить детей с материалом, его свойствами.  Объяснить правила и основные приемы работы с крупами. Педагог является непосредственным участником всех игр и упражнений, используемых в совместной деятельности с детьми.
Начинать знакомство с крупами можно уже с младшего возраста.  Учитывая, что игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагог решает все образовательные задачи, то и занятия с крупами должны проходить только в игровой форме. Ребенок использует крупу, как обыкновенный песок: высыпает и пересыпает его, строит постройки, обыгрывает их, рисует.
Необходимо научить детей определенным правилам работы с крупами, и требовать их выполнения.
Правила работы с крупами:
  • столы лучше застелить клеенкой
  • рукава детей должны быть закатаны
  • приучать ребенка поддерживать порядок во время игры с крупами 
Требования педагога должны быть четкими, последовательными, понятными.
Заканчивается первый этап, когда ребенок:
  • знает названия круп, их свойства
  • самостоятельно выполняет правила работы с крупами
  • хорошо знаком с основными приемами работы
  •  проявляет активность при взаимодействии с крупами
На втором этапе необходимо создать условия, при которых ребенок может взаимодействовать с крупами не только в совместной с педагогом, но и в свободной деятельности, со сверстниками или индивидуально. Расширяются знания, закрепляются и совершенствуются навыки работы с данным материалом.
Учитывая то, что дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел и найти нужные способы решения игровых задач, игры с крупами изменяются и усложняются.
Можно предложить детям пособия, направленные на обогащения двигательного опыта, находящиеся в свободном доступе (в физкультурном уголке). Это может быть сенсорная дорожка, наполненная, различными по структуре, крупами, мешочки с крупами, различающиеся по цвету, форме, размеру.
Крупы можно использовать и в учебном процессе, например, при обучении математическим представлениям, в качестве раздаточного материала, или разложенные по матерчатым мешочкам, для определения количества на ощупь, при обучении и тренировке в счете. Рассказы о происхождении круп, отгадывание загадок и чтение художественных произведений о злаках, можно использовать в беседах, обсуждениях и других видах совместной деятельности речевой направленности, для развития устной речи.
В изобразительной деятельности дети знакомятся с новыми приемами работы с крупами (окрашивание круп, выкладывание узора из круп, с использованием клея), проявляют самостоятельность в выборе материала.  Приобретают навыки использования круп, как в предметной, так и в декоративной лепке, сюжетной аппликации.
К концу второго этапа ребенок:
  • знаком с происхождением круп
  • взаимодействует с крупами в свободной деятельности
  • проявляет интерес в создании поделок с использованием круп
  • хорошо владеет различными способами работы с крупами
На третьем этапе, учитывая накопленные знания и опыт работы с крупами, ребенок   самостоятелен в выборе материала и области работы с ним, он проявляет инициативу, творчески подходит к реализации собственных проектов.
Самым большим достижением является то, на сколько, каждый ребенок сможет раскрыть свои творческие способности. Чтобы добиться желаемого результата, при взаимодействии ребенка с крупами на данном этапе, педагог:
  • поощряет стремление к творчеству
  • учит планировать деятельность
  • направляет, объясняет, советует
  • помогает в создании проекта по личному замыслу ребенка
На мой взгляд, необходимо наличие партнерской позиции взрослого и ребенка.
Таким образом, к концу третьего этапа ребенок:
  • применяет знания о крупах в практической деятельности
  • уверенно владеет всеми знакомыми ему способами и приемами
  • проявляет творчество в создании собственного проекта
  • самостоятельно организовывает, доводит до конца свою деятельность
На мой взгляд, крупы являются уникальным материалом.  Преимущество их в простоте и доступности, а главное, использование данного материала, способствует развитию творческого потенциала. Данный вид творчества способствует познанию мира и приобретению жизненного опыта, в результате чего ребенок испытывает положительные эмоции, приобретает уверенность в своих силах, формирует умение чувствовать радость от собственного творчества и стремиться к   самовыражению.
 
Литература:
  1. Артемьева А. В.Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. Сфера 2017 г. -64с.
  2. Боброва Н.Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. Питер, 2016. -112с.
  3. Большакова С. У.: Формирование мелкой моторики рук. Сфера, 2017 г. -64с
  4. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования. Детство-Пресс, 2021 г. -96с
  1. Крупкнчук О.И. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. Литера, 2020 г. -32с.  
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»