Влияние мелкой моторики на творческие способности
детей с использованием тестопластики
Кателеева Галина Георгиевна,
воспитатель
Аннотация воспитатель
В данной статье показана система работы педагога с детьми по ознакомлению тестопластики. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир. Подобран комплекс игр и рекомендаций для родителей, которые помогут познакомить ребёнка и самих родителей, что такое тестопластика.
Лепка — самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Влажный песок, глина, мокрая бумага, пластилин, жевательная резинка, саленое тесто — из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. И это «что-нибудь» будет называться скульптурой. Создавая скульптуру (пусть сначала это просто колобок или палочка) ребенок познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает всеми пальчиками, что способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, развивает воображение, снимает эмоциональное напряжение. Большое значение имеет взаимосвязь лепки с игрой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны стремлением детей вылепив какую — нибудь игрушку поиграть с ней.
Наблюдая за детьми, я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.
Для себя поставила следующие задачи: пробудить интерес детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-нибудь своими руками; обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать; научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение выделять главное; развивать мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; приучить к аккуратности в работе; развивать самостоятельность.
В начале своей работы составила план, который способствовал эффективному и системному усвоению знаний по тестопластике. Для реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе свободной деятельности с детьми во второй половине дня. На занятиях широко использовала пальчиковые игры, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами, заучивались потешки и прибаутки, разыгрывались различные игры — драматизации с участием какого-нибудь персонажа.
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. В уголке экспериментирования, вместе с детьми заводим тесто. Каждый ребенок должен ощутить какое оно упругое и в тоже время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу. Весь процесс приготовления соленого теста сопровождаю различными прибаутками и потешками. Для этого подобрала картотеку потешек по тематическому плану.
Конечно, лепить можно и из пластилина и глины, но учитывая, что у меня дети младшего возраста, я предпочитаю в работе с детьми использовать соленое тесто. Соленое тесто — чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях в дошкольных учреждений. Преимущества соленого теста перед пластилином или глиной очевидны. Тесто можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег, что очень важно. Тесто легко смывается и не оставляет следов, не липнет к рукам при лепке, можно сушить на воздухе, хорошо красится гуашью и если покрыть лаком, можно хранить долгое время, и самое главное, можно не бояться, если ребенок решил попробовать его на вкус. Соленое тесто совершенно безвредно с точки зрения экологии и аллергенов.
Чтобы занятия проходили интересно, на своих занятиях использую потешки и минирассказы, а также элементы игры — драматизации с участием игрушки — персонажа, посредством которых рождают у детей живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятии.
Например, обучая приемам изображения морковки для зайчика, предварительно из комочков теста делаю морковку и дарю ее зайчику. Но у зайчика есть друзья, которым тоже хочется полакомиться морковкой. Тогда вместе с детьми делаем много морковок и дарим их зайчонку. Все это поможет активизировать детское восприятие этого животного, и дети в дальнейшем точнее передадут характерные черты животного. Такие небольшие рассказы способствуют речевому развитию. Для воплощения сюжетно — игрового замысла можно предложить детям творческую задачу по лепке: «Жил — был зайчик, длинные ушки» или «Села птичка на окошко» и т. д.
После окрашивания фигурок, иногда целесообразно объединять выполненные детьми фигурки в общую композицию с тем, чтобы они увидели, какую красоту они сотворили своими руками. Все детские работы выставляются на стенде, они просматриваются детьми и анализируются. В это время можно составить свой рассказ или придумать новую сказку. Анализ проходит при активном участии детей, обсуждение проходит живо и эмоционально. Я стараюсь находить яркие, образные слова для характеристики сделанных детьми предметов, подчеркнуть их выразительность, не забываю хвалить за удачи, успокаиваю тех, у кого с первого раза что-то не получается.
Необходимо отметить особую роль родителей в обучении детей тестопластики. Проведя анкетирование родителей, я отметила, что в некоторых семьях дети лепили вместе с мамой пирожки и булочки, а целенаправленно тестопластикой никто не занимался. Поэтому, помимо консультаций и рекомендаций для родителей по изучению лепки из соленого теста, привлекла родителей к участию семинара — практикума, где они вместе с ребятами изготавливали различные украшения и подарки, учились общаться со своими детьми, внимательно слушали педагога, играли и само выражались в играх. Важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это поможет родителям больше узнать о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении тестопластики. А дети, видя внимание к их творчеству, будут работать старательнее.
Стало большой традицией организовывать вместе с родителями выставки «Тестопластика в нашем доме». В информационный стенд для родителей были включены сведения о важности художественного развития ребенка, о специфики и пользе лепки. Родителям были предложены рекомендации по организации условий для лепки дома. Затем дается домашнее задание «Сочини сказку о поделке». Еще одной замечательной формой сотрудничества педагога и семьи — это создание мини — библиотеки литературы и альбомов по тестопластике. При этом происходит поиск литературного материала, обмен идеями, практическими советами; придумывание сказок и смешных историй.
Таким образом, благодаря сотрудничеству педагогов и родителей, можно найти различные приемы и методы приобщения детей к лепке из саленого теста. Особую радость им доставляет изготовление атрибутов для сюжетно — ролевых игр, украшений и подарков мамам и папам к их празднику.
Ведь именно занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие на эмоционально — волевую сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение.
Использованная литература:
1. Казакова Т. Как организовать домашнее задания по рисованию и лепке: М.: Дошкольное воспитание, 2005.— С. 107
2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: книга для воспитателя детского сада.— М.: Просвещение, 1991.—176с.
3. Лаптева Т. Е. Соленое тесто: оригинальные идеи для веселого творчества.— М.: Эксмо, 2011.— 96с.
4. Марина З. Лепим из пластилина.— СПб.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997.— 224с.
5. Скребцова Т.О. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры.— Ростов-на -Дону.: Феникс, 2009.— 249с.
6. Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста.— М.: Айрис-Пресс, 2008.— 32с.