Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние мелкой моторики на творческие способности
детей с использованием тестопластики

Кателеева Галина Георгиевна,
воспитатель 
Аннотация 
В данной статье показана система работы педагога с детьми по ознакомлению тестопластики. Лепка является одним из самых осязаемых  видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна  любому человеку. Занятия тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность  создать свой удивительный мир. Подобран комплекс игр и рекомендаций для родителей, которые помогут познакомить ребёнка и самих  родителей, что такое тестопластика.
Лепка — самый естественный для человека изобразительный  творческий процесс. Влажный песок, глина, мокрая бумага, пластилин, жевательная резинка, саленое  тесто — из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь  слепить. И это «что-нибудь» будет называться скульптурой. Создавая  скульптуру (пусть сначала это просто колобок или палочка) ребенок  познает реальную действительность, поскольку скульптура, как  и окружающий нас мир, трехмерна.  Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что  невозможно в рисовании или аппликации. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает всеми пальчиками,  что способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь  влияет на развитие речи и мышления, развивает воображение, снимает эмоциональное напряжение.  Большое значение имеет взаимосвязь лепки с игрой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны,  общностью, которая существует  между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны  стремлением детей вылепив какую — нибудь игрушку поиграть с ней. 
Наблюдая за детьми, я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю,  что дети редко делают что-то своими руками, так как современные  игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому целью моей работы стало  формирование системы работы по  тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение  знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике. 
Для себя поставила следующие задачи: пробудить интерес детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-нибудь  своими руками; обучить детей работать с соленым тестом: замешивать,  сушить, раскрашивать, экономно  использовать; научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение выделять главное; развивать мелкую моторику  рук; воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое  дело до конца; приучить к аккуратности в работе; развивать самостоятельность. 
В начале своей работы составила план, который способствовал  эффективному и системному усвоению знаний по тестопластике. Для  реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе свободной деятельности с детьми во  второй половине дня. На занятиях  широко использовала пальчиковые игры, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами, заучивались потешки и прибаутки,  разыгрывались различные игры  — драматизации с участием какого-нибудь персонажа. 
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. В уголке экспериментирования, вместе с детьми заводим тесто. Каждый ребенок должен  ощутить какое оно упругое и в тоже  время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие  и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу. Весь процесс приготовления соленого теста сопровождаю различными прибаутками и потешками. Для  этого подобрала картотеку потешек по тематическому плану.
 Конечно, лепить можно и из пластилина и глины, но учитывая, что  у меня дети младшего возраста, я предпочитаю в работе с детьми  использовать соленое тесто. Соленое тесто — чудесный материал  для работы, пластичный, мягкий, интересный. Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как  в домашних условиях, так и в условиях в дошкольных учреждений.  Преимущества соленого теста перед пластилином или глиной очевидны. Тесто можно приготовить  в любой момент, не тратя лишних денег, что очень важно. Тесто легко смывается и не оставляет следов, не липнет к рукам при лепке, можно  сушить на воздухе, хорошо красится гуашью и если покрыть лаком, можно хранить долгое время,  и самое главное, можно не бояться, если ребенок решил попробовать  его на вкус. Соленое тесто совершенно безвредно с точки зрения  экологии и аллергенов. 
Чтобы занятия проходили интересно, на своих занятиях использую  потешки и минирассказы, а также элементы игры — драматизации с участием игрушки — персонажа,  посредством которых рождают у детей живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку  на занятии.   
Например, обучая приемам изображения морковки для зайчика,  предварительно из комочков теста делаю морковку и дарю ее зайчику. Но у зайчика есть друзья, которым  тоже хочется полакомиться морковкой. Тогда вместе с детьми делаем  много морковок и дарим их зайчонку. Все это поможет активизировать  детское восприятие этого животного, и дети в дальнейшем точнее  передадут характерные черты животного. Такие небольшие рассказы  способствуют речевому развитию.  Для воплощения сюжетно — игрового замысла можно предложить  детям творческую задачу по лепке: «Жил — был зайчик, длинные ушки» или «Села птичка на окошко» и т. д.
После окрашивания фигурок, иногда целесообразно объединять  выполненные детьми фигурки в общую композицию с тем, чтобы они  увидели, какую красоту они сотворили своими руками. Все детские  работы выставляются на стенде,  они просматриваются детьми и анализируются. В это время можно составить свой рассказ или придумать новую сказку. Анализ проходит  при активном участии детей, обсуждение проходит живо и эмоционально. Я стараюсь находить яркие,  образные слова для характеристики  сделанных детьми предметов, подчеркнуть их выразительность, не  забываю хвалить за удачи, успокаиваю тех, у кого с первого раза  что-то не получается. 
Необходимо отметить особую роль родителей в обучении детей  тестопластики. Проведя анкетирование родителей, я отметила, что  в некоторых семьях дети лепили вместе с мамой пирожки и булочки, а целенаправленно тестопластикой  никто не занимался. Поэтому, помимо консультаций и рекомендаций  для родителей по изучению лепки  из соленого теста, привлекла родителей к участию семинара — практикума, где они вместе с ребятами  изготавливали различные украшения и подарки, учились общаться со  своими детьми, внимательно слушали педагога, играли и само выражались в играх. Важно время от  времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это поможет родителям больше узнать  о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении  тестопластики. А дети, видя внимание к их творчеству, будут работать  старательнее. 
Стало большой традицией организовывать вместе с родителями  выставки «Тестопластика в нашем доме». В информационный стенд  для родителей были включены сведения о важности художественного  развития ребенка, о специфики и пользе лепки. Родителям были  предложены рекомендации по организации условий для лепки дома.  Затем дается домашнее задание  «Сочини сказку о поделке». Еще одной замечательной формой сотрудничества педагога и семьи — это  создание мини — библиотеки литературы и альбомов по тестопластике. При этом происходит поиск литературного материала, обмен идеями, практическими советами; придумывание сказок и смешных историй. 
Таким образом, благодаря сотрудничеству педагогов и родителей, можно найти различные приемы и методы приобщения детей  к лепке из саленого теста. Особую  радость им доставляет изготовление атрибутов для сюжетно — ролевых игр, украшений и подарков  мамам и папам к их празднику. 
Ведь именно занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие на эмоционально — волевую  сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение. 
Использованная литература: 
1. Казакова Т. Как организовать домашнее задания по рисованию и лепке: М.: Дошкольное воспитание, 2005.— С. 107
2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: книга для воспитателя детского сада.— М.: Просвещение, 1991.—176с. 
3. Лаптева Т. Е. Соленое тесто: оригинальные идеи для веселого творчества.— М.: Эксмо, 2011.— 96с. 
4. Марина З. Лепим из пластилина.— СПб.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997.— 224с.
5. Скребцова Т.О. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры.— Ростов-на -Дону.: Феникс, 2009.— 249с.
 6. Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста.— М.: Айрис-Пресс, 2008.— 32с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»