ЗАНЯТИЕ «НАШ ГОРОД»
( Конкурс знатоков)
Горская Тамара Александровна,
воспитатель ГБДОУ № 159
г. Санкт-Петербург
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
- закрепить знания, полученные на занятиях о городе (архитекторы,
их творения - Зимний дворец, Петропавловская крепость, Летний
сад; символы города).
2. Задачи на развитие связной речи:
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
-развивать логическую, доказательную речь;
- упражнять в подборе существительных к прилагательным (царь-
смелый, храбрый, умный, мудрый, талантливый, великий,
работоспособный и т.д.)
-использовать в речи слова, понимая их лексическое значение
(бастион, равелин, куртина, фасад, фронтон, пилястра).
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и уважение к родному городу, чувство гордости.
Предварительная работа:
· Чтение художественной литературы, экскурсии детей по городу совместно с родителями, посещение музеев;
· разучивание, придумывание стихов о городе совместно с родителями
· рассматривание иллюстраций о городе, составление описательных рассказов о достопримечательностях города;
· отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, дидактические игры: «Узнай и назови», «Найди дорогу», «Едем по Петербургу», «Добавь слово», и т. д.
· составление картинок из разрезной мозаики;
· рисование на тему «Наш город»;
· игры на закрепление понятий: фасад, фронтон, арка, собор, шпиль, купол, колонна, декоративное убранство.
Пособия для занятия:
· герб Санкт- Петербурга (размер альбомного листа),
· контуры Петропавловской крепости на листе бумаги по (количеству детей),
· иллюстрации Петропавловской крепости, Летнего сада, Зимнего Дворца,
· крупное изображение ребуса ( Нева, Сфинкс),
· большой лист бумаги с примерами,
· на стене – портрет Петра 1,
· открытки с изображением нашего города.
Ход занятия:
1. Воспитатель:- Внимание! Приглашаю всех отправиться вместе с нами в путешествие знатоков города. Предлагаю взять с собой знания, быстроту, находчивость, смекалку.
Приветствие капитанов команд.
1 конкурс.
Вопросы воспитателя:
- Как называется наш город?
- Почему? ( В честь святого Петра).
-Когда день рождения нашего города? ( 27 мая 1703 года).
-Как называется знак, который отличает наш город от других? ( Герб)
-Что изображено на гербе нашего города?
-Как называются люди, по чьим проектам строятся здания?
-Каких архитекторов вы знаете?
2. Загадка о Петре(читает ребёнок).
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот - удалец? (Пётр 1)
Воспитатель подводит детей к изображению Петра, дети
рассматривают его.
Воспитатель:
-Чей портрет вы видите на стене?
-Что вы о нём знаете, каким он был? ( основатель города,
царь смелый, умный, храбрый, талантливый, мудрый,
работоспособный, великий и т. д.)
2 конкурс.
«Ты – мне, я – тебе »
( вопросы детей друг другу: домашнее задание).
Есть удивительный город, а в нём
Жители ходят ночами, как днём.
Белые ночи! Светлые очень.
Кто пропустить это чудо захочет?
Летнее чудо! Как же тут спать?
Праздником надо те ночи назвать.
Можно читать, можно играть,
Можно совсем не ложиться в кровать…
Если ты знаешь тот город, мой друг,
Мне подскажи.
Это -…(Санкт- Петербург).
---
Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты,
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хотя она и старая,
Но выглядит как новая,
Площадь наша главная
По имени…(Дворцовая).
---
На площади Дворцовой
Стоит он много лет…
Все им восхищаются,
Здесь равнодушных нет.
Из разных стран художники
Картины привезли,
Чтоб их полотна дивные
Увидеть все могли.
И чего здесь только нету:
Знаменитостей портреты,
Удивительные вазы,
Украшения в алмазах…
Раньше был он для царей,
А теперь тут стал музей.
Это наш, это ваш
Петербургский…(Эрмитаж).
---
Памятник из бронзы:
Честь царю, хвала!
Мчится, словно ветер, конь,
Тянет удила.
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это – память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, в праздник,
А зовётся…(« Медный всадник »).
---
Много лет тому назад
Появился Летний сад.
Люди знатные хотели,
Чтоб фонтаны в нём звенели.
Где же взять для них воды?
Кто спасёт нас от беды?
Протекая недалёко,
Не велика, не мала,
Той воды не пожалела
Речка добрая, дала.
-Мне воды совсем не жалко,-
Говорит река…(Фонтанка).
---
Среди культурных, чистых жителей
Грязнулю видеть, не хотите ли?
Он с грязной рожицей гуляет
И прохожих всех пугает.
Не жалей воды, умой-ка
Ты грязнулю, речка…(Мойка).
---
В полдень выстрелит хлопушка
За стеной сторожевой,
Словно детская игрушка-
Это крепость над Невой. ( Петропавловская крепость).
---
Есть пышный храм
Там гордыми рядами
Стоят великолепные гробницы,
Блестя резьбой и золотом. (Петропавловский собор).
3.Дети садятся за столы (перед каждым ребёнком на столе контур Петропавловской крепости).
Вопрос воспитателя:
- Какую постройку вы узнали на схеме?
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и вписывают в клеточки отгадки:
- пятиугольное укрепление, выступающее из крепостной стены (бастион);
- стена крепости между двумя бастионами (куртина);
- дополнительное укрепление перед воротами крепости (равелин).
После выполнения задания воспитатель подводит детей к изображению на большой иллюстрации (на стене) Петропавловской крепости.
Вопросы воспитателя:
- В честь кого был назван собор Петропавловским? (В честь святых апостолов Петра и Павла).
- Чем заканчивается колокольня собора?
- Сколько букв в слове шпиль? (пять)
- Сколько звуков? (четыре) Почему?
- Что делает мягкий знак?
4.Конкурс«Узнай по описанию» ( даны командам по открытке, дети описывают достопримечательность, не называя её).
1).
- Это здание, в котором жили цари.
- Это главный дворец нашего города.
- Его архитектор – Растрелли.
- Дворец украшен колоннами, пилястрами, скульптурами, фронтонами, декоративными убранствами.
- Южный фасад дворца выходит на площадь.
- В центре площади – колонна.
- Этот памятник создан в честь победы России над французами 1812 года.
- Архитектор этого памятника – Монферран.
2).
- Это сад.
- Он находится на острове.
- Он окружён реками Невой, Фонтанкой, Мойкой, Лебяжьей канавкой.
- В саду много скульптур.
- При входе есть ваза.
- В саду есть памятник Крылову.
- Сад ограждён знаменитой красивой решёткой.
Вопросы воспитателя:
-Чем являются все эти достопримечательности, о которых вы рассказали? (символами).
-Какие ещё символы вы знаете? (кораблик Адмиралтейства, Медный всадник, Ростральные колонны, Исаакиевский собор и т.д.)
-Ещё одни символы вы узнаете, когда отгадаете ребусы.
Каждая команда разгадывает свой ребус.(ребусы взяты из « Петербургский задачник для малышей» З.А. Серова).
5. Следующий конкурс «Придумай слова» (дети придумывают слова о городе, состоящие из 1,2,3 слогов).
1 слог - царь, Пётр, град, мост, шпиль, флаг, сфинкс, герб;
2 слога - дворец, Мойка, собор, крепость, летний, фронтон, фасад, грифон, всадник, Нева, стрелка, остров, канал и т.д.;
3 слога – кораблик, колонна, протока, Петербург, Фонтанка, Карповка, Смоленка, Монферран, Трезини, Растрелли и т.д.
6. Решётка Летнего сада – тоже символ нашего города. Сейчас мы отгадаем, из какого камня сделаны колонны, ограды. Для этого нужно решить примеры и правильно расставить цифры с буквами:
10-4=
2+2=
1+1=
5-4=
6-3=
9-4= (гранит)
-Летний сад – это остров. Какие острова вы ещё знаете? ( команды по очереди называют острова).
-Как можно попасть с одного острова на другой? (через мост)
-Назовите, какие мосты вам известны (команды по очереди перечисляют названия мостов).
-Какие бывают мосты? (разводные, висячие, цепные)
-Над чем висят мосты? (над реками)
-Перечислите известные вам реки (команды по очереди перечисляют).
7. Работа с мнемотаблицей« Петропавловская крепость».
Конкурс: на быстроту выполнения задания – заполнения таблицы; рассказ по таблице
8.Музыкальная композиция«Прогулка по городу».
9.Заключение: Песня о городе.
10.Подведение итогов конкурсов.
Список использованной литературы
1. « Чудесный город » Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева;
2. « Единственный город» Л. Шиф;
3. « Путешествие в Санкт-Петербург» Е. Ефимовский;
4. Петербургская тетрадь «Угадай-ка»;
5. « Петербургский задачник для малышей» З.А. Серова;
6. История и культура Санкт-Петербурга « Я живу в Петербурге»;
7. Серия книг «Твой Петербург» (тетради по краеведению);
8. «Прогулки по старому Санкт-Петербургу» Л.К. Ермолаева,
И.М. Лебедева.