Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Фитбол – как средство физического развития
и укрепления здоровья дошкольников

Смирнова Полина Юрьевна
         Реалии настоящей жизни таковы, что проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников  приобретает все большую актуальность:  современных детей интересуют гаджеты, их возможности, игры в виртуальном мире, а не игры на свежем воздухе и  физическая активность. Именно поэтому, перед педагогической общественностью стоит задача поиска новых подходов к организации физического  воспитания в образовательных организациях,  которые будут способствовать повышению уровня здоровья детей.
         Первоочередной задачей работы педагогов является охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма,  его полноценное физическое развитие.     Движения в любой форме, которые основаны на индивидуальных и возрастных особенностях детей являются всегда оздоровительным фактором,  это определяет высокую эффективность самых разнообразных форм и методик проведения непрерывной образовательной деятельности.   Во время занятий физической культурой у детей повышается жизненный тонус, движения сопряженные с эмоциональным удовлетворением  вызывают чувство радости, прилив сил.
         В связи с этим, одним из путей физического развития детей, а также  средством профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.   Фитбол в переводе с английского означает – «Мяч для опоры». Актуальность использования фитбол-гимнастики  для меня заключается  в следующем: простота оборудования (фитбол мячи можно купить в любом магазине),  яркость, разнообразность возможных действий и движений дают неограниченный простор фантазии в работе с детьми, и какой же ребенок не любит играть в мяч!
         В практике работы с детьми фитбол используется за рубежом более 50 лет.  В нашей стране не многим более 10 лет. Впервые методика фитбол гимнастики была представлена в 2002 году кандидатом педагогических наук доцентом Т.С. Овчинниковой и кандидатом медицинских наук доцентом А.А. Потапчук. В программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течении 5 лет в детских садах Санкт-Петербурга. В программе авторы описали физиологическое воздействие фитбола на организм ребенка и методику проведения занятий. Высокая эффективность,  которой была полностью подтверждена в работе с детьми.
         При использовании фитбол мячей есть возможность работать над  разными группами мышц раздельно, так и в комплексе. Например: упражнение «Веточка» И. п : сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1- поднять руки верх, 2-4 наклоны вправо – влево «веточка качается», укрепляет боковые мышцы туловища и мышцы рук. Упражнение для рук и.п : сидя на мяче, руки на коленях 1- руки в стороны, 2- руки верх, 3- руки в стороны, 4 – и.п, укрепляет мышцы рук. Таким образом, с помощью различных упражнений, мы можем укрепить все группы мышц. Возможно самостоятельно регулировать уровень сложности выполнения того или иного упражнения, занятия фитболом подходят для детей любого возраста. Фитбол позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения, и комплексно развивать физические качества.
         Занятия с мячом фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но позволяют  решать достаточно актуальную проблему для современного дошкольника – формирование правильной осанки.  Гимнастика на фитболе сделает позвоночник здоровым, гибким и сильным. Здоровый позвоночник – залог свободного распределения нервных импульсов по организму и нормального функционирования нервной системы. Моим детям очень нравиться танцевать на мячах под музыку «Все вокруг стараются», «Зарядка», «Доброта», «Автобус», мы укрепляем мышцы спины, развиваем координацию движений, увеличивается подвижность позвоночника.
Плотная и упругая и в тоже время неустойчивая поверхность мяча, стимулирует работу вестибулярного аппарата, развивает равновесие и учит соблюдать ритм движения.  Оздоровительный эффект упражнений на мячах достаточно высок. В первую очередь следует отметить  их тренирующее и активизирующее воздействие на моторные рефлексы ребенка.  Осуществляемая ребенком в процессе упражнения на мяче механическая вибрация укрепляет позвоночник, оказывает положительное воздействие на межпозвонковые диски, повышает подвижность суставов и эластичность окружающих тканей.
Девиз моей работы – индивидуальный подход к каждому ребенку. Я стремлюсь максимально помочь каждому ребенку  освоить то или иное физическое упражнение, игровое действие, комплексно решая проблемы каждого ребенка в отдельности.  Эффективно сочетая  физические упражнения с музыкой сказкой и проговаривание стихов,  в фитбол гимнастике развивает чувство ритма, координацию движений, способствует развитию речи, обогащает активный и пассивный словарь,  а также вызывает у ребенка эмоциональный отклик, что несомненно выливается в чувство радости и удовольствия, которые испытывает ребенок. Я проводила сюжетное занятия «Колобок», детям понравилось, им было интересно, они вместе со мной проговаривали слова сказки, с удовольствием выполняя соответствующие тексту движения. Таким образом, на занятиях по физической культуре мы не только развиваем физические качества, но и обогащаем словарный запас детей и развиваем связную речь.
Перед введением в практику работы с детьми фитбол гимнастики я  тщательно изучила теоретические основы использования фитбола в дошкольном возрасте, разработала схему взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами, специалистами) и определила этапы освоения  фитбол гимнастики детьми. Например: провела мастер – класс для мамочек «Фитбол – гимнастика для всей семьи». Родители заинтересовались, им очень понравилось. С музыкальным работником мы плотно сотрудничаем, она  помогает ставить танцы с детьми. Помогают педагоги, вместе с ними мы проводим досуги и праздники. С ними я провела консультацию «Фитбол – гимнастика, как средство физического развития».    Также мной была разработана система мониторинга двигательного развития детей старшего дошкольного возраста для определения эффективности фитбола.
Фитбол гимнастика проводится на больших мячах выдерживающих  вес до 300 кг. На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см, для детей 5-6 лет – 50 см, а для детей 6-7 лет – 55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90 градусов значит,  мяч подобран  правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим, потому что им удобнее держаться на мяче. Мои фитбол мячи различаются не только размером, но и цветом. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Когда я провожу занятие с детьми, я даю им возможность выбрать мяч того цвета, который ребёнку больше нравится. Помимо цветового влияния на организм, необходимо отметить, что мячи оказывают вибрационное воздействие практически на все органы и системы человека. На нервную систему оно оказывает седативное влияние, импульсы от механической вибрации получают все системы и органы,  и головной мозг в том числе в результате чего ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, которые необходимы для психического и интеллектуального развития детей,  улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.
              Фитбол мяч в полифункционален и может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд, опора или тренажер. Как тренажер, фитбол мяч отличается особой уникальностью, так как совмещает в себе компоненты, которые можно варьировать: упругость, цвет, вес и размер.  В качестве тренажера он используется  для развития силовых качеств  мышц рук и ног  (зажимы мяча), а также для развития функций равновесия. Например: Упражнения «Аист» И.п: стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять , мяч в опущенных руках. 1-3 медленно поднимать мяч над головой. 3- вернуться в и.п. Это упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку и укрепляет мышцы нижних конечностей. Упражнение «Рыбка» и. п: лежа на животе, мяч в вытянутых руках.1- поднять ноги, 2-3 – поднять плечи и руки с мячом, 4 – вернуться в и. п. Упражнение укрепляет разгибатели спины. Фитбол как опора позволяет выполнять упражнения из разных исходных положений: сидя верхом на мяче, упражнения в движении.  В упражнениях  из исходного положения  лежа мяч используют: под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине – мяч под ногами. Особенно моим детям нравится упражнение «Рыбка», «Летучая мышь» и. п: лежа на мяче животом, руки на полу. 1- 3- переставить руки вперед , (прокатится на мяче), 4 – вернуться на и.п. упражнение тренирует мышцы спины и развивает координацию движений.  Еще более широк спектр использования фитбол мяча как предмета. Существуют общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях. Детям гораздо интереснее делать стандартные упражнения (ходьба на носках, с высоким подниманием колен, оздоровительный бег), когда мяч в руках. Также с мячом можно отрабатывать броски, ловлю, удары об пол. Мяч как ориентир применяется при проведении различных игр: «Озеро, ручей, море, дождь», «Кто быстрее сядет», «Тоннель», «Рыбы, птицы, звери» и  эстафет. Мяч можно использовать как отягощение в руках и ногах и также применять в различных исходных положениях для укрепления разных мышечных групп. Как препятствие мяч применяется для различных видов перекатывания на нем., на спине и животе, вперед и назад. Как массажер  мяч используется при выполнении упражнений в парах. Один ребенок лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера: прокатывание, постукивание, вибрационные круговые движения.
             Целью представленной мной работы является сохранение и укрепление здоровья  детей старшего дошкольного возраста посредством фитбол гимнастики, а именно комплексным воздействием фитболов на детский организм.
         Для реализации данной цели мной были выделены ряд задач:
1. Оздоровительные:
- оказывать положительное влияние на организм ребенка через использование фитболов в занятиях с детьми;
- формировать правильную осанку;
- совершенствовать функции организма: повышать устойчивость к заболеваниям;
- укреплять мышечный корсет;
- укреплять физиологическое дыхание, тренировать силу вдоха и выдоха, развивать продолжительность выдоха;
-Фитбол мячи также создают на моих занятиях атмосферу радости, что благотворно влияет на нервную систему и, несомненно, является оздоравливающим фактором.
2. Образовательные:
- Развивать двигательную сферу ребенка, его физические качества: выносливость, быстроту и гибкость.
- развивать двигательные качества;
- развивать мелкую моторику;
- развивать и совершенствовать координацию движений и равновесия;
- развивать силу мышц;
3. Воспитательные:     
- воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх;
- развивать коммуникативные качества и навыки;
- формировать потребность в здоровом образе жизни;   
         Эффективность фитбол гимнастики зависит от правильного подбора  методов и приемов обучения. Для решения поставленных задач мной использовались следующие методы:
1. Словесные:
- объяснение;
- указание;
- похвала;
- команда;
- рассказ;
- беседа.
- литературные:  проговаривание стихов, пропевание песен во время выполнения упражнений.
2. Наглядные:
- показ;
- имитация;
- сопряженный показ;
- звуковые и зрительные ориентиры.    
3. Практические методы:
- игровые приемы;
- упражнения;
- образовательные ситуации.
         В младшем дошкольном возрасте при обучении в большей мере используют: показ имитации, зрительные и звуковые ориентиры. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми, движениями, упражнениями. Имитация  обучении детей физическим упражнениям. На моих занятиях мы имитируем лошадку и. п: стоя, мяч перед собой. В ритм музыки выполнять бег с высоким подниманием бедра. «Маятник» и. п: стоя, мяч перед собой в вытянутых руках. 1- мяч в вытянутых руках вправо, 2 – влево. Положительные эмоции способствуют к повторению нового упражнения, закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направление движения и разнообразить занятие. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движения, а также как сигнал для начала и окончания действия, эмоционального подъема.
         Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: «боксер» и. п: сидя на мяче, руки сжаты в кулаки. 1- вынос кулаков вперед правая рука, 2- вынос кулаков вперед левая рука,  «перекат» и. п: сидя на мяче , руки на коленках, 1- шаг правой ноги вперед, 2- шаг левой ноги вперед, 3- шаг назад правой ноги, 4- шаг назад левой ноги.
         В среднем и старшем возрасте, с расширение двигательного опыта детей, педагог чаще использует словесные приемы, не сопровождая их демонстрацией упражнения.
         С целью закрепления двигательных навыков упражнений на фитболе следует проводить в игровой и соревновательной форме. В результате возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимально функциональных возможностей и психических сил.
         Занятия фитбол гимнастикой проходят 1 раз в неделю. Группы подбираются с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей. При организации занятий на фитболе следует учитывать, что дети должны находиться на расстоянии  1-1,5 метров друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны для каждого ребенка.   
         В каждом занятии можно выделить 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Во время подготовительной части педагог настраивает детей на работу и производит подготовку организма к основной части тренировки. Для этого выполняются упражнения в положении сидя на мяче с пружинящими движениями для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм. Выполняются различные упражнениями из разных исходных положений на мяче и на коврике. Разучиваем танцевальные упражнения, перестроения. Основная часть зависит от цели, поставленной на занятие. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслабления организма. Во время нее выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя и лежа на мяче и подвижные игры с фитболами. Все занятия проходят под музыкальное сопровождение.      
         Фитбол гимнастика позволяет решать самые разные оздоровительные и воспитательные задачи, поэтому она, как современная форма образовательной деятельности безусловно имеет преимущество перед традиционными подходами. Использование фитбола в физическом воспитании детей помогает мне эффективно осуществлять оздоровление и физическое развитие дошкольников. Поэтому результатом своей работы считаю, факт, что дети с радостью бегут на занятие где получают удовольствие, радость, развиваются физически и просто проживают счастливо лучшую часть своей жизни – Детство!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»