Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа д
ля детей 6-8 лет

Финансовая грамотность

Молодоря Елена Валерьевна,
ГБДОУ детский сад № 29
Пушкинского района Санкт Петербурга


                                                 СОДЕРЖАНИЕ


п/п

Наименование раздела

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи реализации программы

1.3

Возрастные особенности воспитанников

1.4

Прогнозируемые результаты

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Учебный план

2.2

Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.3

Программное содержание

2.4

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.5

Материально-техническое обеспечение программы

2.6

Список литературы


              1.Целевой раздел

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История монетки» (далее – Программа) разработана на основе образовательной программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей
Программа разработана в целях финансового просвещения детей 6-7(8) лет.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей по освоению основных экономических понятий  в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон № 273- ФЗ, ч. 11 ст. 13 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(письмо Министерство образования и науки РФ от 18.11.15 №09- 3242);
Приказ Минтруда России от 18.10.2013.г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» СП 2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28.
Концепция развития дополнительного образования детей/распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. 
 
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цели:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- развитиеэкономическогомышлениядошкольников;
- воспитаниесоциально-личностныхкачествиценностныхориентиров,необходимыхдля рациональногоповедениявсфереэкономики.
Задачи:

  •  сформировать первоначальные представления о потребностях.

  • способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

  • способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.

  • способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

  • способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

 
1.3. Возрастные  особенности  воспитанников.

  • Характеристики особенностей детей 6 -7 лет в финансово- экономическом развитии.

  • Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 6-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

  • В возрасте 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».

  • Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).  Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.  

1.4. Прогнозируемые результаты:

  • Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

  • Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

  • Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.

  • Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

  • Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

  • Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

  • Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Продолжительность практических занятий: 64 занятия в учебном году, 2 раза в неделю. Длительность занятий – 30 минут.

  2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ                                                                                                                                                                   
2.1. Учебный план 2022-2023 год.

Наименование программы
 

 

Возрастная группа

Количество групп

Количество обучающихся в группе/ всего

Продолжительность / количество занятий в неделю на группу

 

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Итого часов в неделю

15мин.

20мин.

25мин.

30мин.

 

на группу

общее

 

на группу

общее

Дополнительная  общеобразовательная
общеразвивающая программа
 социально- педагогической направленности
 «Основы финансовой грамотности дошкольников».

 

6 – 7(8)

2

15

30

-

-

-

2

 

8

16

64

128

120мин.
(2часа)

Итого

-

2

15

30

-

.-

-

60мин.

 

8

16

64

128

2 часа

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

 

Методы       и       приемы
реализации программы

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом,    элементы экспериментирования, наблюдения.

  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, элементы театрализации).

  3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки).

  4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы работы

  1. Сюжетные игры

  2. Игры-забавы

  3. Дидактические игры-упражнения

  4. Рассказывание сказок

  5. Инсценирование:

  6. Конструирование


2.3. Программное содержание

Количество занятий

Тематика

Программное содержание

Группа 6-7(8) лет

1

Что такое потребности? Потребности семьи

  • познакомить детей с многообразием потребностей человека;

  • сформировать представления об ограниченности возможностей;

  • научить определять разницу между «хочу» и «надо»;

  • формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

  • способствовать развитию элементарных учебных умений и действий;

  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачи- тельность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Что необходимо человеку?

2

Что мне нужно?

1

Как Кот Белобок лень преодолел
 

  • расширять представления детей о труде взрослых;

  • познакомить детей с многообразием профессий человека;

  • способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;

  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;

  • формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Как кот Белобок решил дом построить
 

 

1

Почему все взрослые работают? Всякому делу учиться надо

1

Путешествие в Страну профессий

1

Как кот Бе лобок узнал, что такое товар. Что такое стоимость товара?

  • познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;

  • научить определять разницу между обменом и покупкой – продажей товара;

  • объяснить роль торговли в  удовлетворении потребностей людей;

  • научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;

  • развивать внимание, мыслительные операции, речь;

  • воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему важно относиться бережно

1

Обмен и покупка товаров

1

Что такое          _цена?

1

Ярмарка

1

Деньги. Монета. Банкнота.

  • познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»;

  • учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;

  • помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

  • сформировать первоначальные представления о банке, о монетном дворе, о валюте;

  • научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;

  • способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

  • способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

  • формировать разумное отношение к расходованию денег;

  • закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Дом, где живут деньги

1

Как правильно тратить  деньги?

1

 «Доверили Андрюше вести бюд жет семьи…»

1

Как приходят деньги в семью  Андрюши или азбука доходов

1

 Андрюша с мамой идут в магазин

  • познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;

  • научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формули- ровать свои запросы как члена семьи;

  • сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

  • сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;

  • формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

  • способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;

  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачи- тельность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Семейные  доходы и расходы

1

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

1

Шкатулка с желаниями

1

Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине

1

В гостях у кота Белобока

 

1

 «Мир про фессий транспорта»

  • закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд»,

  • «продукт труда», «профессия», «специальность»;

  • способствовать развитию умения соотносить свои желания со своими возможностями;

  • продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях и специальностях;

  • стимулировать проявление уважительного отношения к людям разных профессий, понимание роли их труда;

  • стимулировать проявление интереса к профессиям, желания учиться;

  • формировать социально-нравственные качества: трудолюбие, умение планировать дела;

  • развивать практические умения в продуктивных и творческих видах де- ятельности;

  • во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диало- гической и монологической речи;

  • развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;

  • поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движе- нием, развивать воображение и творческое начало;

  • продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.

1

Как кот Белобок спасателям помогал

1

«Повар–вкусная профессия»

1

 «Профессии  модного мира»

1

 «Профессии важнее на свете не бывает»

1

 «От купца до продавца»

1

 «Программист – великий волшебник»

1

Сила печатного слова

1

На страже закона

  • сформировать предпосылки разумного отношения к расходованию де-

  • сформировать базовое представление об эволюции товарообмена в то- варно-денежные отношения

  • способствовать осознанию роли денег в жизни людей

  • закрепить знания о внешнем виде современных банкнот и монет

  • способствовать осознанию необходимости труда для получения денег

  • научить сравнивать товары разной цены и качества;

1

Приобрел вещь – умей с ней обращаться

1

Как кот Бе- лобок узнал, откуда появились деньги

2

Как кот Бе- лобок узнал, что такое  _номинал и как деньги разменивают

  • способствовать развитию коммуникативных навыков;

  • сформировать представление о правилах взаимодействия с сотрудни- ками банков и магазинов.

  • закрепить понимание экономической категории «Семейный бюджет», его структуры и динамики;

  • способствовать развитию умения ориентироваться в семейном бюджете и способности рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

  • продолжить формирование элементарных представлений о различных способах сбережений денежных средств семьи;

1

Жители кошелька

1

Как посту пать с деньгами?

1

Путешествие денег в разные страны

1

Как кот Бе-лобок узнал, что магазины бывают разные

1

Как правильно делать покупки

1

Кот Бело-бок идет в банк

  • стимулировать проявление собственного отношения к вопросам семей- ной экономики;

  • воспитывать                  бережливость,         рачительность,         смекалку, трудолюбие; осуждать жадность и расточительность;

  • развивать практические умения в продуктивных и творческих видах де- ятельности;

  • во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диало- гической и монологической речи;

  • развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;

  • поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движе- нием, развивать воображение и творческое начало;

  • продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.

1

Центральный банк

1

Профессии работников банка

1

Раз не найден КЛАД – беги в банке делать ВКЛАД

1

Ежик берет деньги в банке

1

Семейный бюджет

1

Бюджет моей семьи

2

Семейные расходы

1

Как распределить бюджет семьи

1

Как   стать экономным

1

. Сбережения

1

Копилка

1

Покупка велосипеда

1

Кошелек

  • Закреплять полученные знания в игровой деятльности

1

Идем в магазин

1

Путешествие по Финансовой  _азбуке

1

Тетушка _Сова

2

Карманные деньги

1

Занимательная экономика от _ кота Белобока

2

Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

 
 
                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:
 
УМК «финансовая грамотность дошкольников»
-Столик детский 3 шт.
-Стульчик детский 12 шт.
--Доска магнитная 1 шт.
-Ноутбук 1 шт.
- Дидактические игры
-Картинки, плакаты обучающие.
-Наборы для сюжетно-ролевых игр
 

 
Список литературы

  1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

  2. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.

  3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: за- нимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактиче- ские игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

  6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

  7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Ша- това. – М.: Ювента, 2003.

  8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.

  9. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.

  10. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  11. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.

  12. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003.

  13. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po- ekonomike.html

  2. http://www/nsportal.ru/

  3. http://www.festival.1september.ru/

  4. http://www.poskladam.ru/

  5. http://www.detsadmickeymouse.ru

  6. http://www.maam.ru

  7. http://www.indigo-mir.ru

  8. http://www.usovi.ru/

  9. http://www.dutsadok.com.ua

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»