Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа для детей 6-8 лет
Финансовая грамотность
Молодоря Елена Валерьевна,
ГБДОУ детский сад № 29
Пушкинского района Санкт Петербурга
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Наименование раздела |
1 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
1.1 |
Пояснительная записка |
1.2 |
Цели и задачи реализации программы |
1.3 |
Возрастные особенности воспитанников |
1.4 |
Прогнозируемые результаты |
2 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
2.1 |
Учебный план |
2.2 |
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы |
2.3 |
Программное содержание |
2.4 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
2.5 |
Материально-техническое обеспечение программы |
2.6 |
Список литературы |
1.Целевой раздел
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История монетки» (далее – Программа) разработана на основе образовательной программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей
Программа разработана в целях финансового просвещения детей 6-7(8) лет.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон № 273- ФЗ, ч. 11 ст. 13 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(письмо Министерство образования и науки РФ от 18.11.15 №09- 3242);
Приказ Минтруда России от 18.10.2013.г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» СП 2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28.
Концепция развития дополнительного образования детей/распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цели:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- развитиеэкономическогомышлениядошкольников;
- воспитаниесоциально-личностныхкачествиценностныхориентиров,необходимыхдля рациональногоповедениявсфереэкономики.
Задачи:
-
сформировать первоначальные представления о потребностях.
-
способствовать формированию первоначальных представлений о труде.
-
способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.
-
способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
-
способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
1.3. Возрастные особенности воспитанников.
-
Характеристики особенностей детей 6 -7 лет в финансово- экономическом развитии.
-
Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 6-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.
-
В возрасте 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».
-
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
1.4. Прогнозируемые результаты:
-
Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
-
Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
-
Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
-
Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
-
Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
-
Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
-
Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Продолжительность практических занятий: 64 занятия в учебном году, 2 раза в неделю. Длительность занятий – 30 минут.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план 2022-2023 год.
Наименование программы |
Возрастная группа |
Количество групп |
Количество обучающихся в группе/ всего |
Продолжительность / количество занятий в неделю на группу |
|
Количество занятий в месяц |
Количество занятий в год |
Итого часов в неделю |
||||||
15мин. |
20мин. |
25мин. |
30мин. |
|
на группу |
общее |
||||||||
|
на группу |
общее |
||||||||||||
Дополнительная общеобразовательная |
6 – 7(8) |
2 |
15 |
30 |
- |
- |
- |
2 |
|
8 |
16 |
64 |
128 |
120мин. |
Итого |
- |
2 |
15 |
30 |
- |
.- |
- |
60мин. |
|
8 |
16 |
64 |
128 |
2 часа |
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Методы и приемы |
|
Формы работы |
|
2.3. Программное содержание
Количество занятий |
Тематика |
Программное содержание |
Группа 6-7(8) лет |
||
1 |
Что такое потребности? Потребности семьи |
|
1 |
Что необходимо человеку? |
|
2 |
Что мне нужно? |
|
1 |
Как Кот Белобок лень преодолел |
|
1 |
Как кот Белобок решил дом построить |
|
1 |
Почему все взрослые работают? Всякому делу учиться надо |
|
1 |
Путешествие в Страну профессий |
|
1 |
Как кот Бе лобок узнал, что такое товар. Что такое стоимость товара? |
|
1 |
Обмен и покупка товаров |
|
1 |
Что такое _цена? |
|
1 |
Ярмарка |
|
1 |
Деньги. Монета. Банкнота. |
|
1 |
Дом, где живут деньги |
|
1 |
Как правильно тратить деньги? |
|
1 |
«Доверили Андрюше вести бюд жет семьи…» |
|
1 |
Как приходят деньги в семью Андрюши или азбука доходов |
|
1 |
Андрюша с мамой идут в магазин |
|
1 |
Семейные доходы и расходы |
|
1 |
Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку» |
|
1 |
Шкатулка с желаниями |
|
1 |
Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине |
|
1 |
В гостях у кота Белобока |
|
1 |
«Мир про фессий транспорта» |
|
1 |
Как кот Белобок спасателям помогал |
|
1 |
«Повар–вкусная профессия» |
|
1 |
«Профессии модного мира» |
|
1 |
«Профессии важнее на свете не бывает» |
|
1 |
«От купца до продавца» |
|
1 |
«Программист – великий волшебник» |
|
1 |
Сила печатного слова |
|
1 |
На страже закона |
|
1 |
Приобрел вещь – умей с ней обращаться |
|
1 |
Как кот Бе- лобок узнал, откуда появились деньги |
|
2 |
Как кот Бе- лобок узнал, что такое _номинал и как деньги разменивают |
|
1 |
Жители кошелька |
|
1 |
Как посту пать с деньгами? |
|
1 |
Путешествие денег в разные страны |
|
1 |
Как кот Бе-лобок узнал, что магазины бывают разные |
|
1 |
Как правильно делать покупки |
|
1 |
Кот Бело-бок идет в банк |
|
1 |
Центральный банк |
|
1 |
Профессии работников банка |
|
1 |
Раз не найден КЛАД – беги в банке делать ВКЛАД |
|
1 |
Ежик берет деньги в банке |
|
1 |
Семейный бюджет |
|
1 |
Бюджет моей семьи |
|
2 |
Семейные расходы |
|
1 |
Как распределить бюджет семьи |
|
1 |
Как стать экономным |
|
1 |
. Сбережения |
|
1 |
Копилка |
|
1 |
Покупка велосипеда |
|
1 |
Кошелек |
|
1 |
Идем в магазин |
|
1 |
Путешествие по Финансовой _азбуке |
|
1 |
Тетушка _Сова |
|
2 |
Карманные деньги |
|
1 |
Занимательная экономика от _ кота Белобока |
|
2 |
Экономическая игра «Что? Где? Когда?» |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:
УМК «финансовая грамотность дошкольников»
-Столик детский 3 шт.
-Стульчик детский 12 шт.
--Доска магнитная 1 шт.
-Ноутбук 1 шт.
- Дидактические игры
-Картинки, плакаты обучающие.
-Наборы для сюжетно-ролевых игр
Список литературы
-
Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
-
Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
-
Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: за- нимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
-
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактиче- ские игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
-
Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
-
Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
-
Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Ша- това. – М.: Ювента, 2003.
-
Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
-
Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
-
Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
-
Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
-
Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003.
-
Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Интернет-ресурсы