Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников
Гончарова Надежда Алексеевна
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь — от родителей и педагогов.Ненадлежащий уход, неправильное поведение взрослых по отношению к малышу, социальные, эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном детстве, приводят, как правило, к нежелательным последствиям в будущем. Нашими отечественными психологами- социологами выявлено, что 92 % детей- правонарушителей не имели полноценного общения в семье [1].
В соответствии с законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (сентябрь 2008 г.), одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений. Бесспорно, эти отношения должны стать тандемом в вопросе воспитания и развития дошкольника.
Мой опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «родитель — воспитатель» стали вечера-досуги с активным участием родителей.
Начинается учебный год со ставшего традиционным вечера-досуга «День рождения „Незабудки"» («Незабудка» — это название группы). К этому вечеру каждой семье заранее предлагается подготовить любое выступление (стихотворение, песню, сценку и т. п.). На празднике царит теплая непринужденная атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям, и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают коммуникативные навыки ребенка, формируют в нем уверенность. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим малышам.
Этот праздник сплачивает коллектив детей и взрослых. В дальнейшем родители охотно принимают участие в других наших делах.
В ноябре — первой половине декабря проводим совместные с родителями литературные игры-викторины, такие как: «В гостях у сказки», «У камина», «Заседание клуба книголюбов» и др.
В январе — познавательные викторины, например, «Клуб Почемучек», «Вечер загадок», «Что? Где? Когда?» и т. п.
В феврале — спортивные или фольклорные семейные праздники: «Моя спортивная семья», «Веселые старты», «Вместе с папой», «Масленица».
В апреле — юмористические вечера семейного досуга, например, «Юморина в гостях у „Незабудки"», «Мир волшебства» и т. п.
В мае проводим заключительный досуг «Скоро лето» или «Огонек „Незабудки"». Это традиционный семейный вечер, где подводятся итоги за год, поздравляются летние именинники. В старшей группе, если есть ребята, которые уходят в школу, организуем выпускной праздник для них. В подготовительной группе это выпускной бал.
Все эти совместные с семьями досуги решают две главные цели:
- Содействие позитивному общению детей с их родителями.
- Обогащение педагогического опыта родителей.
В результате исследований специалистов в области изучения проблем современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит плодотворного общения родителей со своими детьми.
Используя в системе приведенные выше формы совместной деятельности, а также другие, такие как «Маршруты выходного дня», организация выставок семейного творчества, участие родителей в создании книжек-самоделок и т д., эта цель успешно достигается.
Так как я уже более 18 лет практикую такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, могу утверждать, что родители охотно принимают участие в предложенных мероприятиях. Отмечается почти стопроцентное их присутствие, большая заинтересованность, высокая активность.
Позволю себе привести здесь цитату из книги «Вместе с семьей» [2]: «Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Атмосфера этих действий ни к чему не обязывает родителей, но наполнена радостью и весельем... Однако значение праздника состоит в том, что в процесс его проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями».
Почему важна вторая цель?
В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители являются главными воспитателями своего ребенка. Но уровень психолого-педагогической культуры родителей оставляет желать лучшего.
А на таких совместных вечерах- досугах родитель может совершенствовать свою педагогическую культуру. Он может наблюдать, сравнивать, анализировать поведение и уровень развития своего ребенка, наблюдать общение других родителей с их детьми, а также наблюдать общение квалифицированного педагога с его ребенком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребенку в разных нестандартных ситуациях и делать соответствующие для себя выводы по поводу дальнейшего воспитания своего ребенка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.
Главный результат и ценность вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребенку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого-педагогической культуры.
И как сказал наш знаменитый педагог А. С. Макаренко: «Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».
Родители наших воспитанников, думаю, ощущают это на себе, а мы, педагоги, активно им помогаем воспитывать гармонично развитых, высоконравственных, законопослушных граждан.
Литература:
- Белкина А.С. Основы возрастной психологии – М.: Академии, 2000
- Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей. – М.: Просвещение, 2006.