Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников

Гончарова Надежда Алексеевна
Дошкольное детство — уникаль­ный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь — от родителей и педагогов.
Ненадлежащий уход, неправильное поведение взрослых по отношению к малышу, социальные, эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном детстве, приводят, как правило, к не­желательным последствиям в будущем. Нашими отечественными психологами- социологами выявлено, что 92 % детей- правонарушителей не имели полноцен­ного общения в семье [1].
В соответствии с законом РФ «Об образовании» и «Типовым положени­ем о дошкольном образовательном учреждении» (сентябрь 2008 г.), одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ДОУ, яв­ляется «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Как показывает практика, традици­онных форм взаимодействия воспита­телей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений. Бесспорно, эти отношения должны стать тандемом в вопросе воспитания и развития дошкольника.
Мой опыт показал, что одной из эффективных форм создания довери­тельных отношений «родитель — воспи­татель» стали вечера-досуги с активным участием родителей.
Начинается учебный год со ставшего традиционным вечера-досуга «День рождения „Незабудки"» («Незабудка» — это название группы). К этому вечеру каждой семье заранее предлагается подготовить любое выступление (сти­хотворение, песню, сценку и т. п.). На празднике царит теплая непринуж­денная атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям, и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают ком­муникативные навыки ребенка, формируют в нем уверенность. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим малышам.
Этот праздник сплачивает коллек­тив детей и взрослых. В дальнейшем родители охотно принимают участие в других наших делах.
В ноябре — первой половине дека­бря проводим совместные с родителя­ми литературные игры-викторины, такие как: «В гостях у сказки», «У камина», «Заседание клуба книголюбов» и др.
В январе — познавательные вик­торины, например, «Клуб Почемучек», «Вечер загадок», «Что? Где? Когда?» и т. п.
В феврале — спортивные или фоль­клорные семейные праздники: «Моя спортивная семья», «Веселые старты», «Вместе с папой», «Масленица».
В апреле — юмористические ве­чера семейного досуга, например, «Юморина в гостях у „Незабудки"», «Мир волшебства» и т. п.
В мае проводим заключительный досуг «Скоро лето» или «Огонек „Не­забудки"». Это традиционный семейный вечер, где подводятся итоги за год, поздравляются летние именинники. В старшей группе, если есть ребята, которые уходят в школу, организуем выпускной праздник для них. В подго­товительной группе это выпускной бал.
Все эти совместные с семьями досуги решают две главные цели:
  1. Содействие позитивному обще­нию детей с их родителями.
  2. Обогащение педагогического опыта родителей.
В чем важность первой цехи?
В результате исследований спе­циалистов в области изучения проблем современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит плодотворного общения родителей со своими детьми.
Используя в системе приведенные выше формы совместной деятельности, а также другие, такие как «Маршруты выходного дня», организация выставок семейного творчества, участие роди­телей в создании книжек-самоделок и т д., эта цель успешно достигается.
Так как я уже более 18 лет прак­тикую такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, могу утверж­дать, что родители охотно принимают участие в предложенных мероприятиях. Отмечается почти стопроцентное их присутствие, большая заинтересован­ность, высокая активность.
Позволю себе привести здесь ци­тату из книги «Вместе с семьей» [2]: «Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Атмосфера этих действий ни к чему не обязывает родителей, но наполнена радостью и весельем... Однако значение праздника состоит в том, что в процесс его проведения возникает уникальная возможность со­держательного взаимодействия между детьми и родителями».
Почему важна вторая цель?
В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители являются глав­ными воспитателями своего ребенка. Но уровень психолого-педагогической культуры родителей оставляет желать лучшего.
А на таких совместных вечерах- досугах родитель может совершен­ствовать свою педагогическую культуру. Он может наблюдать, сравнивать, анализировать поведение и уровень развития своего ребенка, наблюдать общение других родителей с их детьми, а также наблюдать общение квалифи­цированного педагога с его ребенком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребенку в разных нестандартных ситуациях и делать со­ответствующие для себя выводы по поводу дальнейшего воспитания своего ребенка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.
Главный результат и ценность вы­шеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитан­ников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребенку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уро­вень своей психолого-педагогической культуры.
И как сказал наш знаменитый пе­дагог А. С. Макаренко: «Хорошо вос­питывать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действи­тельно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».
Родители наших воспитанников, думаю, ощущают это на себе, а мы, педагоги, активно им помогаем вос­питывать гармонично развитых, вы­соконравственных, законопослушных граждан. 
Литература:
  1. Белкина А.С. Основы возрастной психологии – М.: Академии, 2000
  2. Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей. – М.: Просвещение, 2006.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»