Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду
Ходалова Анна Викторовна
Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго внимание на любом самом интересном предмете. На него не подействуют ни просьбы, ни уговоры, ни поощрения . Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников.Когда ребенок попадает в детский сад, он впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в коллектив, живущий по правилам, распорядку, где от каждого ребёнка уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одни делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя.
Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Во время любой деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, мешают другим детям. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации. Застывают, выключаются, из деятельности и из всей ситуации, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются". Мелкая моторика тоже страдает. Эти дети говорливы и словоохотливы, они отвечают на вопросы воспитателя, даже толком не дослушав вопрос.
Один из важнейших методов адаптации ребенка с синдромом гиперактивности к детскому саду – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий. Один из способов помочь детям это послабление режима детского сада. Послабление выражается в том, что ребенок находится в детском саду меньшее количество часов, чем другие дети. Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.
Поэтому усилия должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка- его умений, навыков, способностей, черт личности. Игры и упражнения при адаптации, помогут ребенку ощутить себя успешными, повысят самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать комплекс игр и упражнений. Игра "Раз, два, три говори!", «Дорисуй картину». Упражнения и игры с песком, игры для развития внимания: «Найди отличие», «Ушки на макушке». Игры для релаксации. Расслабление мышц речевого аппарата: «Хоботок». «Сердитый язык». Коммуникативные игры: «Ожившие игрушки», «Путаница», «Компас». Двигательные упражнения, упражнения на снятие эмоционального напряжения, упражнения для развития мелкой моторики рук и т.д. В период адаптации научить гиперактивных детей расслабляться очень важно. Только это одно умение способно снизить выраженность проблемы. Это поможет снять перевозбуждение или усталость, снизит желание подраться или поможет уснуть.
При работе с гиперактивными детьми во время адаптации и после надо соблюдать следующие правила:
-Нужно хвалить и поощрять ребенка за любые успехи и добрые поступки. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
-Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания.
-Давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
-Поощрять за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Предоставить ребенку возможность, обратиться за помощью в случаях затруднения.
-В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.
Воспитатели детского сада, должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним.
Что нельзя делать родителям:
- одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
-унижать ребёнка насмешливыми или грубыми замечаниями;
- не говорить с ребенком строго, не давать поручения в приказном тоне;
- требовать примерного поведения;
-применять методы физического воздействия при непослушании.
Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример, чувствует и отражает ваше собственное состояние.