Режимные моменты. Важны ли они, если да,
то как правильно их организовать?
Сафонова Анастасия Владимировна
Основы здоровья человека закладываются в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования нервной системы и личности, большое значение имеют условия его жизни, особенно в период раннего возраста и период дошкольного детства в целом.
Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, т.е правильно организованный режим.
Давайте договоримся с Вами, что же мы понимаем под правильно организованным режимом?
Правильно организованный режим = комфортный режим для ребенка. Который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное и сбалансированное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования, а именно:
- Регулярное разнообразное питание (молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, витамин D), с учетом возможных аллергических реакций ребенка;
- Полноценный сон (ночь 9/10 часов, день 2-2,5 часа для детей раннего возраста 3х лет);
- Достаточное пребывание на воздухе (по нормам СанПиН 3-4 часа в день);
Дайте пожалуйста обратную связь, совпадают ли режимные моменты у Вас?
Нарушение режима, недосыпание ребенка являются причиной не только капризов, но и болезней.
ПРИМЕР. Ребенок упал и бьется в истерике где-либо (магазин, поликлиника)
Здесь хотелось бы заметить, что ребенок с режимом / ребенок без режима - интенсивность истерики будет разная. Частое переутомление и является причиной капризов и не послушания, а это напрямую связано с режимными моментами.
Так что же делать дальше в такой ситуации?
Сначала напоминаем себе, что ребенок он такой же человек и имеет право быть недовольным, расстраиваться и злиться.
А потом, успокаиваем ребенка.
КАКИЕ ЖЕ ЕСТЬ СПОСОБЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ИСТЕРИКИ?
Для прекращения каприза можно подражатьребенку, имитировать его плач, своего рода вы вместе с ребенком входите в истерику и глядя на него уменьшаете громкость своего голоса. Часто такое поведение родителя сбивает с толку.
Дети раннего возраста отличаются повышенной утомляемостью. Режим дня помогает воспитывать в ребенке не только самостоятельность, направленность на воспитание и способствует росту, физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также развитию речи, все это особенно важно в раннем возрасте.
Как же помочь ребенку приспособится к режимным моментам?
Хочу поделится с вами способами как выполнять режимные моменты без осложнений.
Первое и самое главное – простота выполнения, а лучше всего все делать вместе с мамой. Будьте кратки, в раннем возрасте информации за один раз входит не много. (ПРИМЕР: Давай уберем игрушки вместе и пойдем принимать ванну), не перегружайте ребенка словами
Второй способ – это способ песочные часы (Дети в раннем возрасте не понимают времени,незнание мамы об этом нередко может привести к детской тревоги и беспокойству, в этом возрасте преобладает предметно-игровая деятельность, с помощью песочных часов – дадим поиграть и добьемся исполнения режима).
В заключении хотелось бы пожелать нам всем, давайте попытаемся быть ближе к нашим детям, понимая их особенности – это ключ к тому, чтобы ребенок жил здоровым и счастливым.
В результате ритмического повторения всех составляющих компонентов режима у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей. Дети, живущие по строгому режиму любознательны, активны на занятиях и в повседневной жизни. Они растут организованными, дисциплинированными, послушными и самостоятельными. Точное выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
Требования к режиму дня определяются особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.