Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимодействие педагогов с родителями
в организации
здоровьесберегающей
деятельности ДОУ
 

 
Заикина Наталья Александровна,
инструктор по физической культуре
 ГБДОУ детский сад № 84
Невского района Санкт-Петербурга
       Актуальность вовлечения родителей в образовательный процесс и повышение их компетентности в вопросах сохранения здоровья и развития воспитанников дошкольных образовательных организаций продиктована требованиями государственной политики (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273: ст. 42, ст. 44, ст. 45, ст. 64, ст.65).  В Законе об образовании предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач воспитания, приоритетная роль отводится семье. В ст. 44  определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.  Данная статья Закона об образовании гласит, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Особая роль семьи состоит в процессе социализации (основная задача ФГОС ДО): в ней происходит первичная, видовая, родовая, половая, этническая идентификация.  В связи с этим, возникает насущная необходимость  решения проблемы взаимодействия ДОО с родителями для создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного взаимодействия.
       Основными направлениями работы с родителями являются
  • обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников;
  • оказание всесторонней  психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих МБДОУ, в вопросах физического развития детей с учётом их индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи;
  • создание условий для реализации  педагогических идей, способствующих  развитию творческого потенциала педагогов и родителей, их полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания и оздоровления детей).
   Задачи:
  1. Изучить запросы и ожидания семьи от ДОО в вопросах физического развития и сохранения здоровья воспитанников, и предпочтительные формы обратной связи в получении информации (электронная почта, сайт ДОО, личные сайты педагогов …). 
  2. Проанализировать особенности понимания семьей задач коррекционно-образовательного процесса ДОО, конкретизировать направления деятельности в вопросах повышения компетентности родителей.
  3. Разработать механизмы создания единого информационно-образовательного пространства в ДОО с учетом возможностей коллектива.
  4. Изучить и максимально включить в систему взаимодействия с родителями различные формы работы.
      Для изучения запросов семьи нами использовались: индивидуальные беседы, анкеты,   обращения родителей (сайт, книга отзывов…).
Анкеты были очень короткие, составлены с предоставленными вариантами ответов, для облегчения усилий родителей и экономии их времени.
Полученную информацию проанализировали, выявив:
а) недостаточные знания у родителей
 -возрастных особенностей развития;
-роли семьи в осуществлении помощи своему ребенку (режим дня, общение, игры дома, совместные прогулки и походы, чтение художественной литературы и т.д.);
- об источниках получения информации.
Естественно, что в современных условиях происходит изменение содержания, методов, задач. Неизменной остаётся цель   - создание единого оздоровительно-образовательного пространства «дошкольное образовательное учреждение – семья».
В текущем учебном году определены следующие задачи:
  1. Повысить компетентность родителей в вопросах физического воспитания дошкольников и сохранения их здоровья.
  2. Создать условия для накопления и обогащения двигательного опыта детей;
  3. Содействовать формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  4. Познакомить детей с начальными представлениями о здоровом образе жизни;
  5. Способствовать формированию гендерной, семейной принадлежности;
  6. Создать условия для творческого сотрудничества между детьми, родителями и педагогами.
      Современная родительская общественность – это, прежде всего, молодые люди, владеющие и максимально использующие информационные электронные ресурсы. Эффективно выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников возможно, максимально используя их информационные каналы.
          При организации взаимодействия с родителями учитывалось два основных формата: групповая работа и индивидуальная.
Преимущества групповых занятий:
-централизованная передача знаний и практических советов;
 -экономия времени и нагрузки воспитателей и специалистов;
-возможность практической отработки полученных родителями  знаний и навыков.
           Преимущество индивидуальной работы заключается в большей актуализации обсуждаемой проблемы в контексте конкретного ребенка и особенностей его личностных особенностей и семейного окружения.   В условиях антиковидных ограничений основная роль подачи информации отводилась дистанционным формам. Значимым аспектом организации работы с родителями было обеспечение их методическими и дидактическими материалами, в состав которых входит:
 -информационные брошюры, буклеты, методические пояснения (инструкции) по применению дидактических материалов;
-дидактические материалы для занятий на дому;
-интерактивные материалы (аудио- и видеозаписи) и др
Со снятием ограничений на проведение общественных мероприятий вернули  по одному мероприятию в год, для групп четырёх возрастов, начиная со 2-ой младшей, в которых родители являются не зрителями, а непосредственными участниками.  В начале каждой такой встречи делаю сообщение по определённой теме.
Для 2-ой младшей группы встреча проводится в конце ноября и посвящается Дню матери.  Мамы ближе знакомятся с воспитателями, специалистами, условиями дошкольного учреждения. В короткой презентации рассказываю о  возрастных особенностях физического развития детей 4-го года жизни. А затем вместе с детьми играем в мяч, убираем игрушки, мамы имитируют стирку, я дети развешивают платочки на веревочке с помощью прищепок. Вместе танцуем.
Для встречи с родителями воспитанников средних групп выбрала апрель. На это мероприятие приглашаю пап. В презентации знакомлю их с особенностями в подходах к физическому воспитанию девочек и  мальчиков.  А затем вместе с героями народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Теремок» дружно переживаем все приключения.
В ноябре досуг совместно с родителями детей старшего возраста.  Обычно посвящаю эту встречу международному дню толерантности.   Сначала родителям рассказываю о роли игр в физическом развитии каждого ребёнка. А потом вместе смотрим небольшую презентацию о дне толерантности и играем в подвижные игры разных народов мира.
С родителями детей подготовительных к школе групп встречаюсь в январе. Это досуг, для которого 2-3 семьи готовят мини презентации и рассказывают о своих увлечениях, семейных традициях, о том, как они проводят свободное время.  А затем все вместе проходим испытания с элементами спортивных игр: футбола, хоккея, баскетбола. Прыгаем через скакалку, крутим обручи.
После каждой встречи родители получают буклет с краткой информацией по теме досуга.  Некоторые буклеты выставлены на сайте ДОУ.
 
Кроме этих мероприятий  в систему физического воспитания включены физкультурные праздники с участием родителей, посвящённые Дню защитника Отечества,  другие мероприятия.
Также размещаю  информацию в родительских уголках, провожу индивидуальные консультации.
На родительских собраниях выступаю с презентациями по профилактике плоскостопия, нарушения осанки, популяризирую дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
На совместных с родителями мероприятиях возникает очень тёплая, дружеская, поистине семейная атмосфера. Родители вспоминают, как надо играть с детьми.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, анкетирования, отзывов в информационных электронных ресурсах.
  Неоспоримым результатом представляемой программы можно считать   то, что
  • Родители приобретают знания об особенностях физического развития ребёнка в конкретном возрасте
  • Дети получают положительные эмоции от совместно с родителями проведённого активного досуга
  • Улучшается атмосфера сотрудничества между педагогами, детьми и их родителями.
Разработанный механизм взаимодействия педагогов и родителей при организации физического развития воспитанников  позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма и повышению его физической подготовленности; стимулирует самореализацию каждого и взаимообогащение всех.
 
Использованная литература:
  •  ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • Л.А. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст». – М.: «Владос», 2001
  • Л.А. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст». – М.: «Владос», 2001
  • Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей». С-Петербург: «Детство-пресс», 2003
  • В.А. Муравьёв, Н.Н. Назарова «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста» М.: Айрис пресс, 2004
  • О.М. Литвинова «Физкультурные занятия в детском саду» - Ростов–на–Дону: «Феникс», 2008
  • Т.И. Дмитриенко «Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста» - Киев: «Радянська школа», 1983
  •  В.Г. Фролов, Г.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М.: «Просвещение», 1983
  •  А.Г. Бочарова, Т.М. Горева, В.Я. Окунь « 500 замечательных детских игр» М.: АСТ, 1999
  •  А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» М.: «Просвещение», 1988
  •  Р.А. Жукова «Танцы для детей» - Волгоград: Издательский дом «Корифей
  •  Л.М. Алексеева «Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольных образовательных учреждениях» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»