Взаимодействие педагогов с родителями
в организации здоровьесберегающей
деятельности ДОУ
Заикина Наталья Александровна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 84
Невского района Санкт-Петербурга
Актуальность вовлечения родителей в образовательный процесс и повышение их компетентности в вопросах сохранения здоровья и развития воспитанников дошкольных образовательных организаций продиктована требованиями государственной политики (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273: ст. 42, ст. 44, ст. 45, ст. 64, ст.65). В Законе об образовании предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач воспитания, приоритетная роль отводится семье. В ст. 44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Данная статья Закона об образовании гласит, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Особая роль семьи состоит в процессе социализации (основная задача ФГОС ДО): в ней происходит первичная, видовая, родовая, половая, этническая идентификация. В связи с этим, возникает насущная необходимость решения проблемы взаимодействия ДОО с родителями для создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного взаимодействия.инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 84
Невского района Санкт-Петербурга
Основными направлениями работы с родителями являются
- обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников;
- оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих МБДОУ, в вопросах физического развития детей с учётом их индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи;
- создание условий для реализации педагогических идей, способствующих развитию творческого потенциала педагогов и родителей, их полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания и оздоровления детей).
- Изучить запросы и ожидания семьи от ДОО в вопросах физического развития и сохранения здоровья воспитанников, и предпочтительные формы обратной связи в получении информации (электронная почта, сайт ДОО, личные сайты педагогов …).
- Проанализировать особенности понимания семьей задач коррекционно-образовательного процесса ДОО, конкретизировать направления деятельности в вопросах повышения компетентности родителей.
- Разработать механизмы создания единого информационно-образовательного пространства в ДОО с учетом возможностей коллектива.
- Изучить и максимально включить в систему взаимодействия с родителями различные формы работы.
Анкеты были очень короткие, составлены с предоставленными вариантами ответов, для облегчения усилий родителей и экономии их времени.
Полученную информацию проанализировали, выявив:
а) недостаточные знания у родителей
-возрастных особенностей развития;
-роли семьи в осуществлении помощи своему ребенку (режим дня, общение, игры дома, совместные прогулки и походы, чтение художественной литературы и т.д.);
- об источниках получения информации.
Естественно, что в современных условиях происходит изменение содержания, методов, задач. Неизменной остаётся цель - создание единого оздоровительно-образовательного пространства «дошкольное образовательное учреждение – семья».
В текущем учебном году определены следующие задачи:
- Повысить компетентность родителей в вопросах физического воспитания дошкольников и сохранения их здоровья.
- Создать условия для накопления и обогащения двигательного опыта детей;
- Содействовать формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- Познакомить детей с начальными представлениями о здоровом образе жизни;
- Способствовать формированию гендерной, семейной принадлежности;
- Создать условия для творческого сотрудничества между детьми, родителями и педагогами.
При организации взаимодействия с родителями учитывалось два основных формата: групповая работа и индивидуальная.
Преимущества групповых занятий:
-централизованная передача знаний и практических советов;
-экономия времени и нагрузки воспитателей и специалистов;
-возможность практической отработки полученных родителями знаний и навыков.
Преимущество индивидуальной работы заключается в большей актуализации обсуждаемой проблемы в контексте конкретного ребенка и особенностей его личностных особенностей и семейного окружения. В условиях антиковидных ограничений основная роль подачи информации отводилась дистанционным формам. Значимым аспектом организации работы с родителями было обеспечение их методическими и дидактическими материалами, в состав которых входит:
-информационные брошюры, буклеты, методические пояснения (инструкции) по применению дидактических материалов;
-дидактические материалы для занятий на дому;
-интерактивные материалы (аудио- и видеозаписи) и др
Со снятием ограничений на проведение общественных мероприятий вернули по одному мероприятию в год, для групп четырёх возрастов, начиная со 2-ой младшей, в которых родители являются не зрителями, а непосредственными участниками. В начале каждой такой встречи делаю сообщение по определённой теме.
Для 2-ой младшей группы встреча проводится в конце ноября и посвящается Дню матери. Мамы ближе знакомятся с воспитателями, специалистами, условиями дошкольного учреждения. В короткой презентации рассказываю о возрастных особенностях физического развития детей 4-го года жизни. А затем вместе с детьми играем в мяч, убираем игрушки, мамы имитируют стирку, я дети развешивают платочки на веревочке с помощью прищепок. Вместе танцуем.
Для встречи с родителями воспитанников средних групп выбрала апрель. На это мероприятие приглашаю пап. В презентации знакомлю их с особенностями в подходах к физическому воспитанию девочек и мальчиков. А затем вместе с героями народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Теремок» дружно переживаем все приключения.
В ноябре досуг совместно с родителями детей старшего возраста. Обычно посвящаю эту встречу международному дню толерантности. Сначала родителям рассказываю о роли игр в физическом развитии каждого ребёнка. А потом вместе смотрим небольшую презентацию о дне толерантности и играем в подвижные игры разных народов мира.
С родителями детей подготовительных к школе групп встречаюсь в январе. Это досуг, для которого 2-3 семьи готовят мини презентации и рассказывают о своих увлечениях, семейных традициях, о том, как они проводят свободное время. А затем все вместе проходим испытания с элементами спортивных игр: футбола, хоккея, баскетбола. Прыгаем через скакалку, крутим обручи.
После каждой встречи родители получают буклет с краткой информацией по теме досуга. Некоторые буклеты выставлены на сайте ДОУ.
Кроме этих мероприятий в систему физического воспитания включены физкультурные праздники с участием родителей, посвящённые Дню защитника Отечества, другие мероприятия.
Также размещаю информацию в родительских уголках, провожу индивидуальные консультации.
На родительских собраниях выступаю с презентациями по профилактике плоскостопия, нарушения осанки, популяризирую дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
На совместных с родителями мероприятиях возникает очень тёплая, дружеская, поистине семейная атмосфера. Родители вспоминают, как надо играть с детьми.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, анкетирования, отзывов в информационных электронных ресурсах.
Неоспоримым результатом представляемой программы можно считать то, что
- Родители приобретают знания об особенностях физического развития ребёнка в конкретном возрасте
- Дети получают положительные эмоции от совместно с родителями проведённого активного досуга
- Улучшается атмосфера сотрудничества между педагогами, детьми и их родителями.
Использованная литература:
- ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Л.А. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст». – М.: «Владос», 2001
- Л.А. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст». – М.: «Владос», 2001
- Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей». С-Петербург: «Детство-пресс», 2003
- В.А. Муравьёв, Н.Н. Назарова «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста» М.: Айрис пресс, 2004
- О.М. Литвинова «Физкультурные занятия в детском саду» - Ростов–на–Дону: «Феникс», 2008
- Т.И. Дмитриенко «Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста» - Киев: «Радянська школа», 1983
- В.Г. Фролов, Г.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М.: «Просвещение», 1983
- А.Г. Бочарова, Т.М. Горева, В.Я. Окунь « 500 замечательных детских игр» М.: АСТ, 1999
- А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» М.: «Просвещение», 1988
- Р.А. Жукова «Танцы для детей» - Волгоград: Издательский дом «Корифей
- Л.М. Алексеева «Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольных образовательных учреждениях» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005