Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Правила этикета для дошкольников 

Мелконян Марианна Тиграновна
          Правила этикета для детей - это волшебные правила поведения, зная и, соблюдая которые, ребенок никогда не попадет в неудобную ситуацию, и всегда будете выглядеть вежливым и воспитанным.  В современном цивилизованном обществе не обойтись без применения правил этикета.           Учить детей этикету следует с самого рождения, объяснение и демонстрация должна быть на своем примере. Если в семье не соблюдаются правила хорошего тона, то и ребенок будет вести себя как попало.
          Рассказ о правилах этикета лучше всего проводить в игровой форме. Малыша нужно заинтересовать. На примере кукол, обыгрывается какая - ни будь ситуация. Куклы пошли в театр, или к куклам приходят гости и ребенок играет роль гостеприимного хозяина.
Самое первое правило хорошего тона, которое должен уяснить для себя малыш - это уважение ко всем людям и взрослым, в частности. Из этого правила выходят все остальные, ведь, по сути, правила этикета — это правила уважительного отношения к другим людям в различных ситуациях.
С первых дней, как только малыш начинает кушать с взрослыми его надо приучать к определенным правилам, конечно, не следует забивать голову с малолетства для чего тот или иной бокал, или вилка, но основные правила ему должны быть знакомы.
Вот основные правила этикета детей за столом:
  • садится за стол, и приступать к еде вместе со всеми
  • есть молча
  • нельзя на стол класть локти
  • нельзя ковыряться руками в тарелке
  • нельзя чавкать и плеваться едой
  • вставать из-за стола вместе со всеми, и обязательно поблагодарить
          Эти правила должен знать каждый малыш. Не стоит потакать ребенку и пропускать неправильное поведение мимо. Не привитые с детства правила этикета за столом, будет трудно культивировать в старшем возрасте. Не бойтесь постоянно дублировать правила. Правил этикета великое множество, маленьким детям до 3-6 лет достаточно знать основы, это речевой и гостевой этикет.
Правила речевого этикета:
  • всегда здороваться со знакомыми людьми
  • пользоваться при необходимости волшебными словами - спасибо, пожалуйста, приятного аппетита
  • не следует, ябедничать и обижаться
  • к взрослым следует обращаться на — «Вы»
 
Правила поведения ребенка в гостях:
  • нельзя приходить в гости без приглашения
  • нельзя засиживаться допоздна
  • нельзя напрашиваться на чай или угощение
  • идти следует только с хорошим настроением
С 5-6 лет у ребенка наблюдается самый коммуникативный период, именно в это время следует продолжить приобщение к этикету. В принципе правила этикета для дошкольника ничем не отличаются от правил для взрослого.
Ребенок должен четко знать и применять правила поведения в общественных местах и транспорте, вот основные среди них:
  • в транспорте следует уступать место старшим
  • перед тем как зайти в транспорт или магазин, следует сначала предоставить дорогу выходящим
  • неприемлемо громко кричать, петь песни
  • соблюдать чистоту на улице
  • нельзя заходить в транспорт с едой или напитками
  • ни в коем случае не тыкать пальцем
  • при разговоре не перебивать других людей
          В этом возрасте ребенок активно готовиться к школе и знания правил хорошего тона ему очень пригодятся. Грубый и невоспитанный ребенок никогда не будет иметь авторитет у сверстников, его не поставят в пример взрослые, а для нормального развития личности все это крайне важно.
Соблюдать правила поведения нужно не только в театре, гостях или транспорте, но и дома наедине с собой [19;45].
 
1.4. Использование метода проектов в дошкольном учреждении
 
          Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
   Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
          Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика и Э. Коллингса.   
         Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и другие [28;22]. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.
          Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составной успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
           Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
            А.С.  Макаренко характеризовал «проект», «проектный метод» и «метод проектов» следующим образом:
          Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания определенного проекта.
          Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.
           Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [5;36].
          Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.).
           И. В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
          В практике дошкольной педагогики Л. Морозова условно выделяет четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. В дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:
- ознакомлению с социальной действительностью (например, по программе С. А. Козловой «Я-человек», при этом используется информационно-практико-ориентированные и творческие проекты;
- экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н. А. Рыжовой) чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер;
- развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей) данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер;
- музейной педагогике (например, в ходе осуществления проектов «История вещей, и др.»): большинство используемых проектов – комплексные;
- развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам.  Проекты данного рода относятся к ролевым - игровым.
    В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок – взрослый или соучастии на партнерских правах.
    Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет интересов ребенка;
- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
             Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей [5;56].
    Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
    Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
  • практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
  • интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем [5;94].
 
  1. Классификация проектов
 
 
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
  1. Исследовательско – творческие - дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.)
  2. Ролевые - игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по-своему решают поставленные проблемы. Например, день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр - путешествий и т.д.
  3. Информационные практико-ориентированные -  дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: выставка рисунков детей, альбом с фотографиями, коллаж, рассказ, алгоритм, мнемотаблицы, экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта.
  4. Творческие - как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Значимы и следующие виды проектов, в том числе: комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные. Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.
 По продолжительности они бывают:
  • краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели);
  • средней продолжительности (2-3 месяца);
  • долгосрочные (на учебный год).
           Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);
           Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. [29;100].
 
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
 Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
   Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных инновационных технологий. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
    Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.
    Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по использованию метода проекта по ознакомлению старших дошкольников с правилами этикета
 
 
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственного дошкольного образовательного учреждения №79    Приморского   района города Санкт-Петербурга, в подготовительной к школе группе. Списочный состав 25 человек: 14 мальчиков и 11 девочек. В эксперименте приняли участие все дети подготовительной группы.
Работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий этап.
2. Формирующий этап.
3. Контрольный этап.
 
 
2.1.  Изучение представлений об этикете у детей подготовительной к школе группы
 
 
Задачи констатирующего эксперимента:
1.Анализ развивающей среды в дошкольном учреждении.
2. Выявление уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре общения.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды
Прежде, чем начать работу по выявлению уровня представлений о культуре общения, мы проанализировали предметно – развивающую подготовительной к школе группы. Создание педагогических условий являются одной из задач по формированию представлений об этикете.          Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии ФГОС. С учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников (приложение 1).
Для изучения представлений об этикете мы использовали диагностику, предложенную Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю.А., которая состояла из нескольких тестовых методик.
Тестовые методики:
1. Обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками;
2. Обследование умений ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях;
3. Обследование словарного запаса вежливых слов, умения пользоваться правилами речевого этикета;
4.  Обследование культурных навыков общения в реальной обстановке.
Перечень диагностических заданий
I. Обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками:
1. Дидактическая игра «Угадай эмоцию, выраженную мимикой»
Цель: выяснить представления детей о мимике, эмоциях.
Материал: карточки с изображением различных эмоций (грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.).
2. Дидактическая игра «Оживи картинку»
Цель: выявить умения детей воспринимать и использовать жестовую речь.
Задание: детям предлагалось показать с помощью жестов такие движения как, «отдай», «не покажу», «прислушиваться», «тонкий», «толстый».
3. Этюды: «Примерка новой шапки», «Использование пылесоса», «Меня хвалят».
Цель: выявить умение правильно вести себя, используя неречевые средства общения.
4. Дидактическая игра «Расскажи и покажи, какими жестами люди пользуются на картинках»
Цель: выявить умение определять значение жестов на картинках.
II. Обследование умения ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях
1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.
Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.
2. Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой.
Цель: выявить представления детей о значении вежливых слов для культурного общения.
Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».
Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе?  Что неправильно сделал мальчик? Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика? Какие это слова? Перечислите их.
 Занятие – тест «Культурный человек»
Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.
Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз М. Пляцковского, сл. Б. Савельева), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд».
Критерии оценки:
Качество выполнения диагностических заданий оценивалось по трёхбалльной шкале.
«1» балл – с заданием не справился.
Низкий уровень: поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Ребёнок много проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и окружающих сверстников, упрямство. Не использует речевые обороты в соответствии с этикетом.
«2» балла – с заданием справился частично.
Средний уровень: ребёнок внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оценённых взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь. Использует простейшие речевые обороты лишь в некоторых ситуациях или по напоминанию педагога.
«3» балла – с заданием справился.
Высокий уровень: выполняет правила поведения и общения в среде детей, вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослых. Делает попытки оценить действия и поступки со стороны известных речевых правил.
Исходя из этого, выделяются критерии оценки:
9 - 11 баллов – низкий уровень;
12 - 19 баллов – средний уровень;
20 -  25 баллов – высокий уровень.
Диагностика проводилась со всеми детьми, которые были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. Данные обследования детей подготовительной группы указаны в таблице 1. (Приложение  2), Графическое изображение результата констатирующего эксперимента детей подготовительной группы (Приложение 3).   
В ходе диагностирования дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняли игровые задания. Тем не менее, некоторые дети предпочитали уединение, не всегда желали общаться с взрослыми и сверстниками. В сюжетно-ролевых играх вели себя скованно, стеснялись выполнять главные роли и быть на виду у других, например: Коля В., Лиза С., Егор Ч. Такие дети, как Андрей М., Лера З., Вероника Ч., часто проявляли агрессию по отношению к сверстникам, мотивируя тем, что они плохо и неряшливо одеты или же просто испытывают к ним неприязнь.
          Почти все дети пользуются небогатым словарём речевого этикета. Как правило, они ограничиваются только использованием таких речевых оборотов, как: здравствуйте; до свидания; дайте, пожалуйста. Что касается использования невербальных средств общения, то можно заметить, как дети не всегда верно и по назначению применяют их. Например, Иван С., во время сюжетно-ролевой игры «Путешествие» с сердитым выражением лица пробурчал: «Проходите, пожалуйста». При составлении рассказов некоторые дети (Андрей М., Милана С. и др.) прежде чем произнести первое слово, крутили пуговицу на кофте, смотрели по сторонам, на лице было смущение: «Это парк. Здесь дети. Они это… гуляют. Здесь собачка. Она это… тоже с ними».
          Таким образом, уровень сформированности этикета у детей подготовительной к школе группы выглядит таким образом:
  • Высокий уровень – 5 детей;
  • Средний уровень – 12 детей;
  • Низкий уровень – 8 детей.
          Таким образом, в результате констатирующего эксперимента было выявлено, что навыки культурного общения находятся на: низком (33 %) и среднем (46 %) уровнях сформированности, необходимо пополнять у детей словарный запас; высокий уровень имеют (21 %) детей.
По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения с помощью проекта.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»