Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игровых упражнений с куклой
в период адаптации детей 2-3 лет к условиям
дошкольного образовательного учереждения

Скрипкина Людмила Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 134
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, а для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.
Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития.
Дидактическая кукла - это образ человека в игре ребенка,где дети подражают действиям взрослого
Дидактические упражнения - это простые упражнения, не имеющие игровых правил и содержащие одну игровую задачу или одно игровое действие. Проводят на занятиях, прогулках, в утренние и вечерние часыРазвитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. В связи с этим, особая роль отводится играм детей.
        Игра является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.
       Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Е.И. Тихеева, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. В дидактических играх формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется сам процесс обучения. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в дидактической игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.
         Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включены в современные программы дошкольного воспитания. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических упражнений воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
         В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны для успешного развития детей, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.
       Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.[10] Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Цель работы- определение значимости использования игровых упражнений с дидактической игрушкой в период адаптации детей 2-3 лет
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме
2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических упражнений в младшем дошкольном возрасте.
3. Раскрыть значение дидактических упражнений и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.В развитии ребёнка третьего года жизни главной фигурой является взрослый, ибо дети зависят от него. Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат.
        Дети двух-трёх лет нуждаются в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого. Ключ к самоуважению ребёнка этого возраста – продолжительные контакты с любящими взрослыми. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Несмотря на то что ребёнок внутренне рассчитывает на поддержку и помощь со стороны взрослых, он в то же время отстаивает себя как субъекта, независимого от других. Внутренний мир детей этого возраста наполнен противоречивыми чувствами зависимости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Малыши борются за независимость и уважение к себе и всё же нуждаются в направлении и поддержке. Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства.Речью ребёнок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого только в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин – ребёнка также вводят взрослые. Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это даёт возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций.
Психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения – у него происходят коренные изменения различных психических процессов. Ранний и младший дошкольный возраст — это периоды быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Для физического и нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста характерен быстрый темп развития. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей:
- формируется мышление,
- активно развивается двигательная сфера,
- появляются первые устойчивые качества личности.
   Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.
       В младшем дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Происходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаря подражанию. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что уребенка на этой ступени лишь «наглядно-действенное» мышление или «сенсомоторный интеллект».Главным в развитии ребенка младшего дошкольного возраста является развитие основных типов деятельности, развитие восприятия, интеллекта, речи. Отделяется действие от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого человека, появился феномен «Я сам». Ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра.Дети этого возраста многократно повторяют так называемые прямые и обратные действия. Они могут по несколько раз вкладывать и вынимать что-то из коробочки или кошелечка, открывать и закрывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и задвигать ящики, застёгивать и расстёгивать различные замки, включать и выключать свет. Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов. На основе восприятия ребёнок к трём годам учится осуществлять простейшие классификации, например, по цвету, по размеру. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отвёрткой, пользоваться гаечным ключом.Ребёнок 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте такое поведение не является поведением жестокости. Разницу между живым и неживым ребёнок усваивает из наблюдений за отношением к разным объектам взрослого. Ребёнок 2-3 лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Малыша 2-3 лет легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Причины негативных эмоций в этом возрасте часто связаны с физическим состоянием.В этом возрасте многие дети проявляют возрастающие страхи – темноты,вымышленных чудовищ, больших и лохматых собак. Ребёнок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.
Положительные эмоции чаще всего связаны с требованиями организма: вкусная еда, приятные запахи, приятный контакт со взрослым, активное движение, пение.
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, а для ре-бенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста - это проблема адаптации к новым усло-виям в ОУ. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тре-вогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в ка-кое-либо занятие. Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка. И, конечно же, индивидуальный подход: од-ним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заин-тересовать новой игрушкой. Изменение условий жизни, необходимость выра-ботки новых форм поведения требуют и от ребенка, и от взрослого больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и ро-дители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие ма-лыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмо-ционального состояния ребенка, степени адаптации. Врачи и психологи раз-личают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверст-никам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Период легкой адаптации длится 1–2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружаю-щему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. От-ношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и об-щем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30–40 дней, настроение не-устойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: он ча-сто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения могут длиться до полу-тора месяцев.Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед нача-лом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респиратор-ной инфекции. Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно забо-левание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подо-рваны и уже не выполняют свою роль. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода —«неадекватное» поведение ребенка, которое грани-чит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накор-мить ребенка. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпа-ется со слезами; сон чуткий и короткий.Тихо плачущий и безучастный, равнодушный ко всему ребенок, прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку, не реагирующий на предложения воспитателей и сверстников, или, наоборот, ребенок, бурно выра-жающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный —таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния про-исходит очень медленно —в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям. Факторы влияющие на успешность привы-кания ребенка к детскому учреждению:
1.Физическое состояние как фактор, влияющий на адаптацию.
      Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило, большие трудности в период адаптации. Частые заболевания не-благоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое раз-витие. Отсутствие правильного режима и достаточного сна приводит к хрони-ческому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессо-вое состояние и, как следствие этого, заболевание.
2.Возраст ребенка как фактор, влияющий на адаптацию.
      Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возни-кающими на этой основе невротическими формами поведения. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, т.е. в период, когда совпа-дают беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.
Происходит дальнейшая дифференциация социального мира. В нём появляются «другие».
3.Степень сформированности общения и предметной деятельности.
       Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является сте-пень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной дея-тельности. Каким образом ведущая деятельность и общение отражаются на ха-рактере взаимоотношений ребенка с другими людьми, в том числе посторон-ними. Как они могут повлиять на характер адаптации к детскому учреждению? В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружаю-щими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам мла-денца с матерью, которые имеют избира-тельный характер, интимную, лич-ностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Установ-лено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к ОУ, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют ини-циативу, самостоятельность малышей. Психологи выявили четкую закономер-ность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к ОУ.
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно,разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, мат-решку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не со-ставляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необхо-димыми для этого средствами.Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и по составу игро-вых действий. Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодуш-ным, либо вызывают слезы или капризы.
4.Отношение ребенка к ровесникам.
        Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрес-сивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми исверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка —вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.
5.Характер взаимоотношений в семье.
      Следует принять во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психоло-гическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспи-тания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, — всё это может явиться причиной невротиза-ции ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению?
       Прежде всего, необходимо предварительное знакомство воспитателя с ребен-ком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в дет-ское учреждение. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпера-менте, о предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режим-ных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребен-ком с первых дней его пребывания в ОУ.
Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, познакомить ре-бенка с воспитателем, помочь педагогу организовать совместную игру. То же самое можно сделать в групповой комнате, где ребенок познакомится с игруш-ками, обстановкой. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным.Главное заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание приходить в ясли, предупредить возникновение страха перед посто-ронними людьми и обстановкой. Правила поведения для мам в период адапта-ции ребенка к детскому учреждению.
1. Поддерживайте инициативу воспитателя и сотрудничайте с ним во всём.
2. Выказывайте ему доверие. Активно играйте не только со своим ребенком, но и с другими детьми. Если вы поиграли с малышом, соберите игрушки и поставьте их на место, чтобы и другие могли поиграть.
3. Предоставьте выбор игры ребенку. Взрослый следует за ребенком, под-держивает его интерес, становится партнером по игре.
4. Взаимодействуя с ребенком, старайтесь держаться на уровне его глаз.
5. Активно радуйтесь удачам малыша.
6. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игруш-ками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.
Дидактическая кукла и её значение в развитии детей
В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны дляуспешного развития детей, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.
     Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразитель-ность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.
При проведении дидактических упражнений с младшими дошкольниками воспитатель основывается на общих дидактических принципах. На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки(пирамидки, бочонки, вкладыши, и т.п.). Развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.
Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей младшего дошкольного возраста. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.
       Основной принцип развивающих упражнений с куклой - это совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий. Психологическое воздействие игр - развитие основных психических процессов, способностей ребёнка, волевых и нравственных качеств личности. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности межличностных отношений среди сверстников. Существует два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами) (одеть куклу, раздеть и др.); воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).
Для дидактических упражнений необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели. Нужно иметь предметы для ряженья (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол. Возникновению сюжетной дидактической игры, установлению взаимосвязи и последовательности действий помогают инсценировки с сюжетными игрушками. Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка. Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными.
При работе с детьми младшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость.
Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их.
Дидактические упражнения представляют сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Упражнения должны сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.
Особенностью дидактических упражнений и их завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психо-логи-ческой культуры дошкольника является создание единого образователь-ного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, при-роды и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятель-ность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уни-кальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сю-жетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры. Каждая из них выполняет свою образовательную и обучающую функцию. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, по-нять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить твор-чество.
Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. До-школьник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает разви-тию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков.Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с кук-лами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактиче-скими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10-12 минут.
При организации игровых занятий необходимо:
- включение игровых разминок в вводной части занятия, формирующих у ма-лышей мотивацию к деятельности, эмоционально-положительное отношение ко взрослым и сверстникам;
-эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий: чтением наизусть небольших художественных текстов (пестушек, потешек), пением ко-лыбельных песенок;
-инициирование воспитателем повторения художественного слова детьми во время их самостоятельных действий и повторов;
-обеспечение каждого ребенка комплектом необходимого оборудования;
Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.
Игровое упражнение «Наш малыш»
Цель игры: Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить «ма-лыша» кашей, вытирать рот салфеткой. Формировать доброе отношение к млад-шим детям.
Активизировать словарь: ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.
Оснащение: кукла – «малыш», кукольная посуда.
Ход игры: Взрослый показывает куклу-малыша и знакомит его с детьми. Под-носит куклу к своему уху и «слушает то, что он скажет». Говорит детям, что ма-лыш хочет есть. Читает стихотворение З. Александровой:
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
Повяжу тебе салфетку –
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.
     Например,я, предлагаю детям покормить куклу кашей, которая стоит в кастрюле на столе. Накладываю кашу в тарелку и просит покормить ею куклу. Слежу за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое до конца. По окончании игры хвалит детей. Обращаю внимание на то, как аккуратно ела кукла.
«Угостим кукол чаем»
Цель игры: Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий.
Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.
Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.
Ход игры:
В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети назы-вают. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, за-дает вопросы:
- Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки)
- А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды).
Дети расставляют посуду для своих кукол. Воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей. Воспитатель
- Молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам «спасибо».
«Научим Степу одеваться на прогулку».
Цель игры: Учить детей соблюдать последовательность при одевании.
Активизировать словарь: носки, рейтузы, свитер, сапоги, шапка, пальто.
Оснащение: кукла – мальчик, предметы одежды.
Ход игры:
Раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, кто-то стучит в дверь».
В гости к детям приходит кукла Степа. Дети здороваются с ним. Степа приносит одежду.
- Я собираюсь гулять, но не знаю, что надеть сначала, что потом.
Воспитатель: - Не расстраивайся Степа, ребята помогут тебе научиться одеваться правильно. Выкладывает перед детьми набор одежды, усаживает Степу.
- Что это? – показывает по одному предмету одежды. Дети называют по очереди каждый предмет одежды.
- Правильно. Молодцы! Степа, сначала надо надеть носки (вызывает одного ре-бенка, который показывает, как надо надевать).
Воспитатель хвалит ребенка, спрашивает: -«А что же дальше надеть?» - Дети от-вечают.
- Правильно, рейтузы (вызывает другого ребенка, который одевает Степе рей-тузы) Хвалит его.
Так последовательно дети одевают Степу. Воспитатель при необходимости по-могает и хвалит детей.
- Молодцы! Запомнил Степа как надо одеваться? А вы, ребята запомнили? Пока-зывает алгоритм одевания, вместе с детьми прикрепляет его в раздевальной ком-натеМногие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, тревожными и даже агрессивными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в защищенности и безопасности, и эти состояния – защитная реакция организма. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. При поступлении в детский сад привычные условия жизни ребенка (режим, характер питания, приемы воспитания, характер общения) меняются координально. Ребенка окружают незнакомые люди, приемы воспитания, обстановка. Ко всему малышу надо приспособиться, а это происходит не всегда легко и

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»