Социализация детей дошкольного возраста
посредством экономического воспитания
Иванцова Анна Сергеевна
АННОТАЦИЯВ статье рассматривается вопрос об успешной социализации детей дошкольного возраста в процессе экономического воспитания. Детально представлен обзор видов деятельности, через которые может осуществляться процесс формирования элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста, дано психолого-педагогическое обоснование эффективности такого воздействия на социальное развитие личности ребенка.
Введение федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования повлекло множество качественно новых изменений. Одной из ключевых задач стандарта является позитивная социализация детей дошкольного возраста. Современное общество как никогда испытывает потребность в самостоятельных, коммуникативных, социально-успешных личностях, с ярко выраженными индивидуальными качествами. Формирование таких личностных качеств начинается именно в дошкольном возрасте, когда ребенок делает первые шаги в процессе социализации и установления взаимосвязи с ведущими сферами окружающего мира. В этот период постепенно отступает полная зависимость от взрослого, и ребенок становится активным, самостоятельным, полноценным субъектом социальной жизни. Именно здесь начинается процесс социализации, становления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, образуя высшее единство личности.
Дошкольное учреждение является для ребенка одним из самых важных социальных институтов, выступая внешним фактором формирования его социальной компетентности. Посещение детского сада требует от ребенка овладения целым спектром социальных умений: умения проявлять гибкость и приспосабливаться к новым социальным условиям, проявления личностной активности, умения отстаивать свою позицию. Однако далеко не всегда огромный социальный ресурс детей полностью реализуется, что приводит к дальнейшим проблемам, возникающим на пути дошкольника, а затем уже и школьника в вопросах социальных отношений. Дети оказываются неготовыми к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, решению проблемных ситуаций, умению анализировать и планировать свою деятельность.
Проблема социального развития и формирования успешной социальной позиции поднималась многими выдающимися педагогами и психологами (Л.С. Выготский, А.Л. Кононко, Г.М. Андреева, В.С. Дудик, Б.П. Шемякин, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Л.И. Божович), являясь важным показателем адаптации ребенка к жизни в современном обществе. Понятие «социализация» представляет собой процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения. В широком смысле социализация – это некоторое приобретение, результатом чего является включение социального в структуру личности [3]. В процессе социализации определяется тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, соприкасаясь с окружающей действительностью. Именно в дошкольном возрасте социальное окружение играет наиболее значительную роль, являясь, по сути, фундаментом в период становления характера и при выработке определенных норм поведения.
Современный образовательный процесс невозможно представить без поиска новых, более эффективных форм, средств и методов повышения уровня социальной культуры у дошкольников. Одним из решений этого вопроса является экономическое воспитание детей дошкольного возраста. Экономические представления определяют успешность социализации и будущей учебной деятельности. Формирование происходит на фоне резко возросшей роли экономической стороны жизни человека в различных сферах жизни – семейной, политической, культурной [4]. Экономика является частью повседневной жизни в социуме: расширяя экономические представления, мы обогащаем внутренний мир ребенка «условными» социальными ситуациями. Тем самым мы помогаем ребенку адаптироваться к новым реальным отношениям в семье и обществе, ориентироваться в жизни, творчески самостоятельно действовать, а значит, строить свою жизнь более разумно, организованно и интересно.
Преимущество экономического воспитания в вопросах успешной социализации дошкольников заключается в том, что его компоненты мобильны и легко интегрируются с другими видами деятельности. В процессе экономического воспитания происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм и правил взаимодействия.
Современный дошкольник живет в мире рыночных отношений, информационных технологий, инновационных процессов, происходящих в обществе, поэтому успех его социализации зависит в том числе и от элементарной экономической грамотности. Экономическое воспитание, воздействуя на процесс позитивной социализации и формирования социальной компетентности у детей, должно опираться на возрастные потребности и активные механизмы развития дошкольника. Элементарные экономические представления окружают ребенка повсюду. Ежедневно сталкиваясь с такими понятиями, как «твое», «мое», «общее», «бюджет», «профессия», дошкольник познает цену труда родителей, их социальную принадлежность, осваивает ценностные ориентиры. Благодаря экономической деятельности дошкольник примеряет на себя различные социальные роли, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, взаимодействовать с окружающими людьми. Кроме того, у дошкольников формируются базовые социально-значимые качества личности: самостоятельность, трудолюбие, инициативность, целеустремленность, которые в свою очередь формируют новую социокультурную позицию дошкольника. Экономическое воспитание в данном контексте определяется как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств и навыков социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками [2].
Направления деятельности дошкольников, нацеленные на формирование основ экономической грамотности, могут быть самыми различными. Основными из них являются проектная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, трудовая деятельность, продуктивно-творческая деятельность, опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность. Такая «занятость» помогает детям решать реальные жизненные ситуации и мотивирует применять полученные экономические знания в реальных социальных отношениях.
Определяющую роль в успешной социализации имеет игровая деятельность, наиболее характерная для детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры с экономическим содержанием («Супермаркет», «Строительная фирма», «Завод игрушек», «Аптека», «Банк») развивают воображение и воссоздают логику реальных отношений и событий. В таких играх дети познают мир целостно, в его социальном единстве, при этом удовлетворяется потребность в общении, примерке на себя роли взрослого, закладываются предпосылки будущей учебной деятельности. Экономические представления позволяют расширить кругозор детей, создать простор для проявления его индивидуальности и социальной активности. Такие игры, как «Мир профессий», «Путешествие», «Мой дом», развивают интерес ребенка к собственной культуре, профессиям, человеческим взаимоотношениям, основанным на доверии, честности, ответственности. Дети с увлечением играю в такие игры, постигая смысл взаимоотношений в социальной группе. Экономическое воспитание создает практическую среду для социализации, обогащая ее предметное пространство. Опыт, полученный детьми в сюжетно-ролевых играх с экономическим содержанием, проблемно-поисковых ситуациях, беседах, продуктивно-творческой деятельности, направленной на воспитание бережливости и деловитости, определяется в успешном использовании его на практике, в реальных социально-значимых ситуациях.
Анализ игровой деятельности и социально-коммуникативных умений дошкольников говорит о том, что реализация задачи повышения социальной культуры невозможна при установившихся стереотипах и шаблонах игр. Выбор и создание игровых ситуаций строится с учетом интересов детей и субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми. Часто в таких играх воспитатель берет на себя роль менеджера, который распределяет заказы между фирмами, устанавливает конкурсы на замещение должностей, занимая позицию играющего партнера, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным. В результате такого сопоставления в игре собственного облика и поведения, и облика и поведения взрослого, образ которого он воспроизводит, у ребенка развивается осознание внешних и внутренних особенностей другого человека. Роль педагога в формировании социальной культуры ребенка трудно переоценить. Во время экономической деятельности взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них некоторые «эталоны» взаимодействия, с которыми они затем будут «сверять» свое поведение и поведение своих сверстников.
Следует отметить эффективность использования экономических сказок как мощного механизма формирования социальной культуры дошкольников. Сказки могут составлять часть театрализованной проектной деятельности, готового варианта истории вопроса либо форму для составления собственных представлений об экономике.
Метод проектов также широко используется в формировании основ экономической грамотности у дошкольников. Проектная деятельность дошкольников способствует развитию самостоятельности мышления, помогает сформировать активную социальную позицию, поддерживая творческую инициативу детей. Проектное обучение осуществляется через освоение окружающего мира [1]. В рамках реализации авторской программы «Дошкольник в мире экономики» были воплощены проекты по направлению «Личность и экономика» и «Окружающий мир и экономика». Создание рекламных лепбуков, творческая мастерская «Экономных идей», «Сохраним планету чистой», «Вторая жизнь вещей», ателье «Зима-Лето», фотопроект «Любимый город» и многие другие были с восторгом поддержаны детьми и родителями воспитанников. Такая деятельность позволила активно включать родителей в жизнь детей в детском саду, расширяя границы их общения, объединяя в себе возможности индивидуализации и социализации обучения, которые подчеркиваются в ФГОС ДО. С интересом можно было наблюдать, как каждый ребенок одновременно участвует в совместной деятельности и при этом реализует свои собственные идеи, приобщаясь к обществу и общественным знаниям.
Экономическое воспитание должно создать надежную основу для успешной социализации детей дошкольного возраста. В дошкольном учреждении экономическое воздействие становится мощным фактором, условием и средством воздействия на формирование социальной компетентности детей. Обучение в игре, в процессе поисковой и исследовательской деятельности, обучение через сказку и проектную экономическую деятельность дарит детям возможность самостоятельно открывать истину. В этом аспекте экономическое воспитание является не способом подготовки дошкольника к будущей успешной жизни, а системной ситуацией успеха его настоящего детства и взросления.
Список литературы:
- Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – С. 66–72.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
- Писарева М.П. Мировая экономика. Конспект лекций / М.П. Писарева. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // tc-sfera.ru (дата обращения: 17.04. 2016 г.).
- Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 287 с.