Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно- нравственное воспитание детей 2-3 лет

Толстова Маргарита Владимировна
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.
В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей. Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его нравственного и психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. В последнее время в дошкольной педагогике и психологии много внимания уделяется вопросу формирования духовного здоровья и нравственного воспитания детей. Такое внимание вызвано потерей духовно-нравственных ориентиров в современном обществе. Кроме того, пропаганда насилия, жестокости и алчности в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада оказывают прямое и опосредованное негативное влияние на формирование личности ребенка.
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Дети 2-3 лет. Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок - это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В этом возрасте ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключаетсяв «смягчении» активных проявлений малыша. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?Для достижения этих целей я в своей работе выделила несколько направлений:
Духовно - образовательное направление: занятия, беседы.
Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.
Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.
Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.
Суть  цели духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
Сформировать в детях способность сопереживать.
Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям. Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности.
Итак, занятия с детьми в яслях имеют свою специфику. Они, как правило, проводятся в игровой форме и должны учитывать степень адаптации ребенка к детскому саду. Занятия не должны быть чересчур затянутыми и некоторые тематические занятия имеет смысл делить на несколько частей и проводить их в разные дни. Так, например, тема духовно-нравственного направления по развитию речи «Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками» распределяется в течение всего года.В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»