Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация взаимодействия педагогов на занятиях
по физической культурев группах для детей с ОВЗ

Воробьева Елизавета Иивановна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ № 134
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
Задача педагогов, работающих с разновозрастными группами компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами, аутизмом – максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы, сделать его интересным, занимательным для каждого ребенка. Успех в этом деле возможен при условии знания каждым педагогом программ, цепей и задач коррекционной деятельности, понимания своих функций и единства требований, предъявляемых к детям.
Занятия по физической культуре становятся эффективными только в случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализуют его интересы и, что важно, учитывают особенности его развития. В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми содержания программы, и педагогической импровизации, посредством которой варьируются содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Естественно, что успешная реализация этого подхода возможна лишь при слаженной работе всего педагогического коллектива.
Деятельность  инструктора по физической культуре по организации работы с воспитателями, их помошниками, дефектологами на занятиях физкультурой в группах  детей с ОВЗ состоит в следующем:
  •  ознакомлении с методическими рекомендациями «Ступеньки развития общей моторики для детей с отклонениями в развитии»;
  •  создании безопасной предметно-пространственной среды и страховки при выполнении физических упражнений;
  •  подборе различных методов организации детей на занятиях по физкультуре.
Развитие двигательных функций ребенка – сложный процесс, обусловленный, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой – многообразными влияниями окружающей среды. Роль специалиста по коррекции в двигательной сфере детей с ОВЗ видится, прежде всего, в просвещении остальных участников педагогического процесса. Например, разъяснение им рекомендаций, содержащихся в методической разработке «Ступеньки развития общей моторики для детей с отклонениями в развитии», помогут педагогам лучше ориентироваться на сохранные функции  и зону ближайшего развития и потенциала ребенка.
При организации предметно-развивающаей среды в спортивном зале необходимо руководствоваться особенностями детей с ОВЗ. При этом  важно одновременно обеспечивать их безопасность и стимулировать двигательную активность.
Принимая во внимания трудности, которые испытывают дети при совместных действиях в коллективе, занятие по физической культуре, целесообразно начинать со своеобразного ритуала. Воспитанники, стоя друг за другом и держась за цветной канатик, в сопровождении взрослых проходят в спортивный зал, а после занятия так же его покидают. При этом важно добиваться соблюдения порядка построения, при котором воспитанники не наталкиваются друг на друга.
Можно организовать детей для совместных действий по переноске предметов (поролоновых модулей, фитболов и т.д.), конструированию предметно-развивающей среды –  «построим дом», участия в игре типа «собери мячи». При этом инструктор держит всех участвующих в поле зрения, предлагая, помогая и одобряя проявивших наибольшее умение.
Внедряя различные методы организации детей на занятиях,  можно увеличить двигательную активность всей группы. Полезным, как показывает практика,  является поточное выполнение каждым ребенком разных упражнений в последовательном порядке. Двигаясь по кругу в сопровождении педагогов, дети могут спокойно без ожидания своей очереди выполнить задание. Взрослые индивидуально направят, поддержат ребенка, с которым действуют совместно.
Подгрупповой метод, по нашему мнению, оправдан в случаях, когда сложные физические упражнения доступны не всем, что предполагает разделение воспитанников по уровню их физической готовности.
  Станционно (небольшая вариативная среда) под контролем педагога можно организовать занятие с ребенком, который медленно врабатывается, отказывается действовать в коллективе, испытывает трудности в переключении с одного вида деятельности на другой.
Наиболее целесообразно на занятиях по физической культуре закрепить за некоторыми из детей педагога, который владеет элементами страховки. Решение о необходимости такой меры в каждом конкретном случае принимает инструктор на основе своего опыта общения с ребенком и наблюдений воспитателя в процессе повседневной жизни в группе.
Эмоционально-положительный настрой всего педагогического коллектива – залог эффективной коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ОВЗ.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»