Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Соловьева Анастасия Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ № 32
Выборгского района Санкт-Петербурга

 
Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Что такое мелкая моторика и почему так важно еѐ развивать? Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребѐнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?
Конечно же, в игре. 
«Мозаика», «Пазлы» - в них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.  «Конструктор» - для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук. 
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причѐм лепить можно не только из пластилина и глины. Летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. 
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей.
Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолѐты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребѐнка.  Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно· ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребѐнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша. 
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.  Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объѐмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объѐмными. Завяжите ребѐнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита. 
Дети постарше учатся завязывать шнурки. Это могут быть готовые шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.). 
Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу.   Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.
Родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук:
- смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребѐнка разобрать всѐ в разные чашечки.
Для интереса назовите игру «Золушка».
- Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку.
Для интереса попробуйте посоревноваться с ребѐнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещѐ если болты и гайки будут разными по величине. Это ещѐ будет способствовать развитию глазомера.
Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребѐнка попросите их развязать, и наоборот.
- Для девочек хорошо подойдѐт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.
- Хорошо развивает мелкую моторику «Оригами». Да и потребуется лишь одна бумага. Хорошо бы, если сделанные работы вы смогли бы обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неѐ вместе с ребѐнком.
- Спрятанный предмет. Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж.
- Прищепки. При развешивании белья попросите ребѐнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребѐнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой-нибудь предмет.
- Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребѐнка.
- Работа с нитками очень разнообразна: 
рисование нитью по силуэту.
-  Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
-  Плетение разноцветными шнурками.
 - Создание картин с помощью семян и плодов.
- Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем: «В новеньких сапожках, Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ- топ- топ. Ну-ка, веселее: топ- топ- топ, Топаем дружнее: топ- топ- топ».
Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию. Главное - помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»