Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность в детском саду

Ляху Татьяна Александровна
Развитие познавательного интереса к разным областям знаний и видам образовательной деятельности является одной из составных успешного обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание узнать и освоить все новое — важная основа формирования этого необходимого качества.
Одним из методов обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, является проектный метод.
 «Проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Первый этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
Второй  этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. 
После составления совместного плана действий начинается третий  этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.
Заключительным, четвертым этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес.

Цель должна быть:
  • конкретной (что и когда),
  • измеримой (сколько),
  • реалистичной,
  • достижимой.
  • ориентированной на результат,
  • достаточно ценной.
В формулировке задач используются слова, которые означают завершенность: подготовить, организовать,  научить,  увеличить,  сформировать... Задачи проекта – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.
Классификация детских проектов
Исследовательские. Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют творчески (в виде газет, драматизации, детского дизайна). Деятельность носит в основном познавательный характер.
Проблемные. Выбирается  объект или ситуация, с которыми связана некая проблема. Обсуждается,  что мешает, что хотелось бы улучшить. Деятельность в проекте ориентирует на актуальный и реально воплотимый результат.
Игровые с элементами ролевых, творческих игр.  Дети входят в образ персонажей и проигрывают (решают) сложные ситуации.
Практико – ориентированные. Выбирается конкретное мероприятие, дело, которое кажется полезным.
Информационные. Дети собирают информацию по определенному вопросу о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и реализации ее, ориентируясь на социальные интересы  (оформление и дизайн группы, клумб на участке).
Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альбомы, выставки, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и многое другое.
Координация проекта педагогом (учитывая возрастные психологические особенности дошкольников) -  неявная, гибкая, ненавязчивая. Включает сотрудничество, сотворчество, организацию отдельных этапов проекта.
По продолжительности – мини-проекты (одно или несколько занятий), краткосрочные (1-2 недели), среднесрочные и  долгосрочные (до года).
По количеству и составу участников выделяют проекты, которые могут быть реализованы в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению.
В младшем возрасте проблему (тему) проекта должны предлагать взрослые.
Наиболее удачные проекты – краткосрочные, разовые, объединенные решением насущных проблем самообслуживания, правил и норм поведения.
В средней группе проблему проекта могут предлагать как взрослые, так и дети. Воспитатели создают соответствующую возрасту детей проектную среду и продумывают мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты).
В старшем возрасте проблема и тема проекта (в основном) инициируется детьми, а воспитатель руководит процессом. Большинство проектов возникает спонтанно, их подсказывает сама жизнь.
 
Источники информации:
  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред Е.С. Полат.– М.: Академия, 2008.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие  для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
  3. Проектная деятельность взрослых и детей в образовательном пространстве ДОУ: учебно-методическое пособие / под ред. Л.А. Долматовой. – СПбАППО,  2011.
  4. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. –М.: АРКТИ, 2005.
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 
  7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1095/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»