Тренинг для воспитателей по профилактике нарушений
межличностных отношений детей младшего возраста
Нургалиева Анастасия Михайловна,
воспитатель
Межличностные отношения — это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами группы.воспитатель
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становиться тем фундаментом, на котором строиться дальнейшее развитие личности. Личностное и социальное развитие во многом зависит от того как складываются отношения ребенка в группе. Если ребенок умеет общаться, не конфликтуя, не обижаясь, тянется к сверстникам, то дальнейшее общение его будет благополучным.
Ранние формы общения во многом влияют на личность человека, на его отношения к окружающим, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть как межличностные, так и внутриличностные конфликты.
Для детей дошкольного возраста одними из характерных черт общения являются раскованность и повышенная эмоциональность, непроизвольный характер поведения. При межличностном общении у них наблюдается много мимических и экспрессивных проявлений, именно они выражают разные эмоциональные состояния ребенка. Среди сверстников дошкольники могут проявлять чувство радости, негодование, сочувствие, нежность, при этом некоторые ситуации могут довести до серьезных конфликтов и даже драк.
Гораздо важнее для ребенка собственные ощущения, действия и высказывания, чем реакции сверстников, эта несогласованность в общении детей часто приводит к обидам и конфликтам. В дошкольном возрасте выделяются своеобразные формы общения со сверстниками — эмоциональнопрактическое общение, которое способствует развитию личностных качеств — инициативы, независимости, позволяет ребенку увидеть свои возможности. В рамках общения ребенок стремиться стать объектом интереса сверстников, хочет привлечь к себе внимание и ждет от них участия в его делах.
В каждой группе дети с различными умениями и возможностями, особенностями поведения и эмоциональными реакциями. В результате каждый посвоему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.
Взаимоотношения, действия, требования и потребности, окружающих влияют на развитие личности ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость, малообщительное или агрессивнообщительное поведение.
Очень серьезная роль в формировании детских межличностных отношений принадлежит педагогам. Воспитатель в группе — самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок очень чутко воспринимает замечания и указания педагога, доверяет воспитателю. Поэтому на воспитателя ложится основная ответственность за построение того типа общения, которое будет благоприятно для развития ребенка.
Атмосфера группы ощущается по спокойной сосредоточенности или тревожному напряжению, раскованности или закрытости, искреннего веселья или настороженности.
Климат в группе определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми.
2) Отношениями между самими детьми.
Воспитатель, компетентный в общении, сможет установить благоприятную атмосферу в группе, которая поможет детскому коллективу почувствовать себя свободно и комфортно.
Воспитателю, заинтересованному в благоприятном пребывании детей и создание положительной атмосферы, необходимо проанализировать и осознать групповую ситуацию. Для чего можно использовать данную форму анализа:
Обстановка в группе:
1) Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления).
2) Почему я так думаю?
3) Что в атмосфере моей группы я оцениваю положительно и отрицательно?
Взаимоотношения между воспитателем и ребенком:
1) С кем из детей у меня хороший контакт?
2) Чем это объясняется?
3) С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
4) Чем это можно объяснить?
Взаимоотношения между детьми:
1) Между какими детьми существуют хорошие отношения?
2) Чем это вызвано?
3) Какие дети часто ссорятся между собой?
4) Почему это происходит?
5) Каких детей часто обижают?
6) Почему это происходит?
Одной из главных задач в работе воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а близких и связанных с ними людей. Одним из профессионально важных качеств педагога в дошкольном учреждении является эмпатия. Эмпатия — способность человека к сопереживанию, умение «вчувствоваться» в состояние другого человека, понимать его не «умом», а «сердцем». Сопереживание — принятие чувств, которые испытывает другой человек, так, как если бы они были нашими собственными. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, прежде всего при обучении и воспитании. Диагностика способности к эмпатия очень важна для тех, кто непосредственно работает с детьми.
Для того что бы узнать уровень эмпатии педагогов мы проведем диагностику по методике Юсуповой И.М.
Положение и эмоциональный комфорт каждого ребенка в группе во многом определяется межличностными отношениями ребенка в группе. Комфорт группы в целом и эмоциональное состояние ребенка зависит от того как они складываются. Взаимоотношения рождаются у детей во время игры, в процессе любой деятельности, на занятиях. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения. Нарушение общения может привести конфликтным взаимоотношениям, замкнутости, неуверенности, агрессии, недоверчивости к людям.
Для того чтобы предупреждать и преодолевать ситуации порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми в группе необходимо создавать конкретные меры.
Узнать положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников можно с помощью методик, где дети в различных воображаемых ситуациях осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы. Давайте попробуем провести некоторые из подобных методик.
МЕТОДИКА «ДВА ДОМА»
Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, большой, светлый, а другой маленький, черный, невзрачный. Его просят представить, что красивый дом принадлежит ему и что туда можно приглашать друзей и всех кого захочешь: «Подумай кого бы из ребят твоей группы ты пригласил бы к себе пожить, а кого бы поселил в маленький дом?»
МЕТОДИКА «КАПИТАН КОРАБЛЯ»
В процессе подвижных игр, воспитатель предлагает ребенку поиграть в корабль: «Если бы ты был капитаном корабля кого бы ты взял себе в помощники? Приведи тех детей, которые поплывут с нами?»
МЕТОДИКА «ТРИ ИГРУШКИ»
Ребенку даются игрушки по одной: «Подари, дай эту игрушку кому ты хочешь». Дети поочередно выполняют задания. А педагог фиксирует выборы детей. Дети которые получают наибольшее число отрицательных выборов, или не получают их совсем должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога. Если с проведением данных методик возникают сложности, можно воспользоваться схемой «Оценки неблагополучия ребенка в группе». Для того что бы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками, разрушить страхи, уменьшить агрессию и конфликты необходимо проводить различные игры. Мы сегодня попробуем в них поиграть, что бы потом включить их в работу с детьми.