Методическая разработка физкультурного занятия с детьми подготовительной группы
Веселые колобки
Черная Ольга Викторовна,
инструктор по физической культуре
Стаж работы по специальности в детском саду - 28 лет, образование – высшее педагогическое, высшая категория.инструктор по физической культуре
Цель мероприятия
Создать у детей положительный эмоциональный настрой, заинтересовать, увлечь детей играми с мячом.
Задачи занятия:
Образовательная область «Физическое развитие»:
- совершенствовать технику ведения мяча без зрительного контроля, точность и силу броска мяча;
- упражняться в беге с остановкой, прыжке с разбега, прокатывании мяча, броске мяча вдаль, броске и ловле мяча от пола;
- развивать общую и ручную ловкость, реакцию, внимание, глазомер;
- развивать умение оценить траекторию полёта мяча;
- развивать умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации в ходе игры, быстро реагировать на сигнал.
Образовательная область «Социально – коммуникативноеразвитие»:
- развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, взаимодействовать с другими детьми;
- развивать желание добиваться хорошего результата в выполнении упражнений;
- развивать сопереживание и желание помочь героям в игровых ситуациях;
- стимулировать осознанное выполнение правил игры.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- обогащать и расширять знания детей о пользе спорта, здоровом образе жизни;
- закреплять понятие о траектории движения мяча;
- закреплять умение разбираться в опорных схемах - моделях;
Образовательная область «Речевое развитие»:
- обогащать и активизировать словарь детей.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
- обращать внимание детей на внешний вид, аккуратность;
- повышать эмоциональную насыщенность занятия, используя музыкальное сопровождение.
Возраст детей: 6-7 лет.
Условие осуществления мероприятия.
Мероприятие проводится в физкультурном зале без коврового покрытия с использованием необходимого оборудования.
Перечень используемого оборудования:
- Мячи резиновые по количеству детей;
- Модуль «Альма» - куб
- Стойки в виде елочек – 4шт.
- Доска приставная (L2 м.) – 1 шт
- Обручи малые – 6 шт.
- «Речка» (дермантин) различной ширины – 1шт.
- Игрушка - «лиса» -1шт;
- Опорные схемы (карточки формата А 4)
Ход занятия
Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Вводная часть: «Стоп- сигналы»
Ведущий здоровается с детьми, спрашивает, знают ли они, что означает слово «Здравствуйте»? (пожелание друг другу здоровья).
Происходит короткий диалог о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым, почему полезно заниматься спортом, как правильно бегать, останавливаться; какое положение является устойчивым при резкой остановке на бегу (ноги слегка расставлены, корпус наклонен вперед) и почему.
Дети, двигаясь в колонне, должны быстро отреагировать на сигнал и выполнить задание:
- на свисток - остановиться, приняв устойчивое положение;
- на удар бубна - остановиться, руки в стороны;
- на звук «сирены» - остановиться, присесть, сделав руки «домиком» над собой.
Ведущий обращает внимание на соблюдение правил в выполнении задания, отмечает наиболее успешных детей. (1*) говорит о том, что кроме быстроты спортсменам нужна еще и ловкость, предлагает детям поиграть в цирковых жонглеров.
Основная часть:
1) Разминка с маленькими резиновыми мячами (см. Приложение 1) (2*)
2) Ведущий спрашивает, любят ли дети играть в компьютерные игры. (3*)
Предлагает сыгратьв игру «Веселый колобок». Игра имеет несколько уровней. При соблюдении правил и верном выполнении звучит сигнал перехода). (4*)
В этой игре необходимо правильно выполнять задания и соблюдать правила, чтобы перейти на каждый новый уровень. (5*)
1 задание: «Путешествие колобка».
Ведущий предлагает превратить мячики в колобки. Колобки должны укатиться по дорожке от волка, лисы и зайца и попасть домой.
Для этого они должны преодолеть препятствия, - прокатиться по дорожке между елочек, пройти через болото, прыгая с кочки на кочку, прокатиться в «горку» (на полу, опираясь на куб, стоит наклонная доска) и попасть в домик к бабушке и дедушке (около куба лежит большой обруч с изображением домика.)
На следующий уровень игры можно будет перейти, если вся группа детей правильно выполнит задание.
Дети передвигаются по периметру зала, выполняя определенные задания. (6*)
Ведущий объясняет, как правильно нужно бросить и поймать мяч (рассчитать силу броска; не наклоняться низко, чтобы мяч не попал в лицо; готовить руки, чтобы быстро поймать мяч).
2 задание: «Колобок прыгает через речку».
Дети строятся в шеренгу. Перед ними на расстоянии трех метров лежит «речка».
«Речка» сделана из дерматина синего цвета. Ширина «речки» неодинакова. В одних местах «речка» уже, в других шире. Это позволяет ребенку выбрать место для прыжка через «речку» по своим силам. Нужно бросить мяч так, чтобы он перепрыгнул через нее, затем перепрыгнуть «речку» самому, догнать мяч и вернуться на свое место. (7*)
Перед выполнением задания, ведущий показывает детям опорные схемы, уточняет траекторию полета мячей (крутая, пологая), технику прыжка (мягко, ноги пружинят, чтобы не повредить суставы ног).
3. Игра «Лиса и колобки».
Дети с мячами в руках располагаются по залу свободно. У ведущего в руках
игрушка - лиса. Мячики – «колобки».
Ведущий говорит: «Колобки идут гулять!». Дети исполняют ведение мяча на месте, поглядывая на ведущего. Ведущий держит «лису» за спиной. Когда ведущий поднимает «лису», дети должны быстро присесть, сгруппироваться и «спрятать» своих «колобков» от лисы. Если кто-то не успел спрятать «колобка» - «лиса» его «съела». Ведущий говорит: «Лиса ушла, колобки идут гулять!». Игра продолжается.(*8)
Ведущий отмечает успехи детей и предлагает на прощание сыграть еще в одну игру.
4. Игра «Умные зверята»
Ведущий напоминает о пользе занятий спортом, зарядки, спрашивает, что еще нужно делать, чтобы не болеть, быть здоровыми? Предлагает поиграть в игру «Умные зверята».
Дети надевают шапочки зверей, строятся в шеренгу.
Педагог бросает мяч по очереди детям и говорит, что делает зверь, шапочка которого одета на ребенка. Если это полезно для здоровья – ребенок ловит мяч, если вредно – не ловит.
Например: «Ежик чистит зубы!» - Ребенок ловит мяч.
«Заяц грызет сосульку». - Ребенок не должен ловить мяч.
Педагог уточняет у ребенка почему он считает, что это полезно или вредно).
(Вариантов может быть много – «ест фрукты», «целый день играет на компьютере», «обливается холодной водой» и т.д.)
Выигрывает участник, который ошибся меньшее количество раз.
Подведение итогов занятия.
Уход детей под спортивный марш.
Методические советы по организации занятия
Предлагаемое занятие – классическое, рабочее занятие в традиционной форме.
(1*) При выполнении заданий со стоп – сигналами ведущий отмечает детей, которые первыми правильно реагируют на сигнал.
(2*) При подборе общеразвивающих упражнений разминки важно учитывать уровень владения детьми мячом и их физические возможности.
(3*) Чтобы повысить мотивацию детей при выполнении заданий, детям предлагается поиграть в «компьютерную игру»;
(4*)Мелодия перехода на другой уровень игры помогает организационно (изначально обговаривается, что при звуке сигнала перехода нужно прекратить выполнять задание и быстро построится на исходную линию).
(5*)В целях повышения плотности в основной части занятия необходимо организовать одновременные действия всех детей под руководством педагога. Двигательная активность детей, а также моторная плотность занятия увеличиваются за счёт применения фронтального и поточного способов организации детей. Оба эти метода позволяют работать всем детям одновременно, точно дозировать нагрузку.
(6*)Группа работает поточным методом. Дети выполняют задание самостоятельно после показа педагога. Педагог наблюдает за ходом занятия, напоминает, как правильно выполнять упражнения. Здесь, как и в процессе всего занятия, нужно применять индивидуальный подход, т.к. группа двигается в потоке и дети более медлительные и неуклюжие задерживают движение. Поэтому более слабым детям можно предложить бросать мяч только в синие обручи (обручи лежат, через один - синие и красные). Некоторое упрощение задания позволяет менее физически подготовленным детям двигаться в общем ритме, никому не мешать и чувствовать себя более уверенно.
(7*) Группа работает фронтальным способом. Поскольку дети действуют одновременно и независимо друг от друга, время занятия расходуется рационально, нагрузка получается достаточной. Педагог может уделять время детям, которым трудно справиться с заданием. Кроме того, разная ширина «речки» позволяет учитывать особенности физического развития детей. Ребенок, не уверенный в своих силах, прыгает в более узком месте.
(*8) В игре «Лиса и колобки» отрабатывается ведение мяча без зрительного контроля. В этой игре развивается «чувство мяча», тактильные ощущения, повышается чувствительность двигательных анализаторов.
Ребенок со «съеденным» колобком не выбывает из игры, а продолжает играть. Внимание на этом не заостряется.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Общеразвивающие упражнения
- И.п. стоя, ноги вместе - катаем мяч в руках (катаем колобок);
- И.п. стоя, ноги слегка расставлены, мяч наверху. Наклоны вправо и влево;
- И.п. стоя, ноги вместе, мяч перед грудью;
- Круги мячом вокруг туловища в горизонтальной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади – в правую);
- И.п. стоя, ноги вместе;Перекладываем мяч из одной руки в другуюсначала наверху, потом - внизу;
- И.п. стоя, ноги вместе. Мяч у груди; - поднять колено, носок натянут, переложить мяч из одной руки в другуюпод коленом; и.п., - повторить другой рукой;
- Подбросить мяч вверх, поймать его двумя руками;
9. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши поймать его двумя руками;
10. Покачать мяч на вытянутой руке, подбросить поймать его после отскока
от пола одной рукой (правой, левой);
11. Перебрасывание мяча из одной руки в другую;
12. Отбивание мяча от пола с разной высотой отскока:
- низкое – прыгает лягушонок;
- среднее (до пояса) – прыгает зайчик;
- высокое (до уровня лица) – прыгает кенгуру.
Список используемой литературы
- Овчинникова Т.С., Черная О.В. Баряева Л.Б. «Игры, занятия и упражнения с мячами» Санкт-Петербург изд. Каро 2008г.
- Емцева Т.А. Психолого-медико-педагогическая работа в саду. Москва изд.Учитель 2011г
- Вакуленко Л.С., ВерещагинаН.В. Вариативность организованной совместной деятельности в детском саду. Изд. Детство-пресс 2013г
- Пензулаева Л.Н. Физическая культура в детском саду. Изд. Мозаика-Синтез 2012г
- Лютова-Робертс Е.Н., Монина Г.И. Игры с мячами и шарами. Изд. Речь, Санкт-петербург,2011г.
- https://nsportal.ru/социальная сеть работников образования.
- http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.
Санкт-Петербург 2022 г.