Что должны знать родители о развитии мелкой моторики
Пешкова Светлана Сергеевна
Здоровый и развитый ребенок – это счастье родителей.Разве найдутся на свете такие мамы и папы, которые не хотели бы видеть своего ребенка умным, крепким и подвижным?
В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причина задержки речи?
Раньше считалось, что главное от чего зависит развитие речи ребенка - это то, насколько интенсивно будут с ребенком общаться окружающие. Родители часто именно это и слышат – «больше разговаривайте с ребенком», но… ничего не меняется, ребенок продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром, отвечающим за моторику. Мелкая моторика также очень тесно связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и вниманием ребенка.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Также к этому можно отнести такой термин, как ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (напр. захват игрушки) до очень сложных движений (писать и рисовать).
Мелкая моторика развивается постепенно, это процесс сугубо индивидуальный и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего детства и регулярно. Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка – игра. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: все должно соответствовать возможностям ребенка и быть для него привлекательным.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
На базе детского сада педагоги разучивают огромное количество пальчиковых игр, соответствующих определенной теме или сезону. Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Главное, соблюдайте правила: в игру должны быть вовлечены все пальчики и движения должны чередоваться (сжатие, растяжение, расслабление).
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове, как ушки, и шевелим пальчиками). Таких игр большое число, их можно найти и в сборниках, и в интернете, а можно придумывать самим. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
- Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
- «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
- Организуйте игры с пластилином, тестом.
- Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
- Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
- Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
- Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
- Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
- Запускайте пальцами мелкие волчки.
- Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами. - Режьте ножницами.
И это только маленькая толика того, как и чем можно увлечь малыша. Играя с ребенком в такие игры, обязательно соблюдайте некоторые очень важные правила:
- дайте ребенку возможность самому выбрать игру;
- будьте всегда заинтересованным и внимательным партнером;
- игра должна быть непродолжительной по времени;
- дайте ребенку четкую и понятную инструкцию;
- всегда подводите итог игры (рефлексия): что узнали, чему научились и что больше понравилось.
Развивая мелкую моторику рук, не забывайте, что у малыша две руки и старайтесь все упражнения дублировать (выполнять и правой и левой рукой). Мелкая моторика рук – важная часть подготовки малыша к школе, этой значимой части его жизни, где письмо и рисование имеют большое значение. А также элемент речевого развития. И об этом важно помнить, поскольку, чем лучше малыш сможет рассказать о своих нуждах и требованиях окружающим, тем лучше будет принят и понят в ясельках, саду, а потом – в школе.