Основы финансовой грамотности
детей дошкольного возраста
Борисенкова Надежда Викторовна
На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет жесткие требования к развитию личности ребенка, к методам развития, воспитания, образования. Сегодня современное общество запрашивает образованного, умного, финансово грамотного, коммуникабельного, успешного, экономически воспитанного человека. Для того чтобы отвечать современным требованиям жизни с малых лет каждый ребенок должен получать необходимые знания, опыт. Важное место занимает в развитии и воспитании дошкольника развитие финансовой грамотности.Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Как известно, дети с рождения знакомятся с экономической составляющей в семье, а именно посещают с родителями магазины, кино, театры, парки, видят, как родители пользуются денежными средствами, как оплачивают счета в банке, знакомятся с рекламой. Все это формирует у ребенка первые представления о финансовой грамотности. Стоит отметить, что многие дети сегодня не знают цену деньгам, требуют покупать дорогие игрушки, с которыми просто не играют, требуют дорогие подарки, не умеют копить деньги, тратят сами деньги на ненужные вещи. А ведь раньше в области образования не был этот вопрос настолько актуальным. Не только дошкольники, но и многие взрослые люди не владеют финансовой грамотностью.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
С развитием экономики, новых технологий, государству требуется обеспечить в будущем себя финансово грамотными людьми, которые смогут править страной достойно, преувеличивать её богатства, тратить с умом имеющиеся ресурсы, умело вкладывать деньги. Следовательно, сегодня в дошкольных образовательных учреждениях включаются в воспитательный процесс программы по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников. Развитие финансовой грамотности оказывает благоприятное воздействие на дошкольника. Во-первых, жизнь показывает в действительности, какая она есть, во-вторых, развивает экономическое мышление, коммуникабельность, грамотность и, наконец, в-третьих, развивает личность. Стоит подчеркнуть, что в дошкольном возрасте формируются вместе с финансовой грамотностью и желание к познанию, и образованию в течение всей жизни. Вследствие этого все занятия по программе экономического воспитания очень нужны дошкольникам. Такие программы создают мощную базу финансовой культуры, развивают нравственность, нестандартное мышление в сфере финансов.
Как уже отметили, обучение финансовой грамотности дошкольников сегодня является абсолютно новым направлением в области дошкольной педагогики. Сегодня это является чуть ли не глобальной социальной проблемой всего человечества. Ведь только финансово грамотный человек сможет обеспечивать себе спокойную жизнь, путешествовать, дать достойное, хорошее образование своим детям, жить в лучшем доме, а не сидеть и ждать от кого-нибудь финансовой поддержки.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте представляет собой воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения в будущем.
Финансовая грамотность в свою очередь состоит из умения зарабатывать, умения тратить деньги, умения экономить, учитывать, планировать. Учитывая внедрение финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, стоит безусловно говорить не о полных знаниях, умениях или навыках эффективного пользования денежными средствами. Но данный возраст является базой для заложения ответственности, бережливости, силы воли, которые так нужны для формирования в будущем финансово грамотного человека. Именно данные свойства личности непосредственно воздействуют на успех принимаемых взрослым человеком решений в будущем. Каждый родитель желает в будущем успех своему ребенку, желают, чтобы и дети жили достойно, в достатке, обеспеченно, поэтому им следует с маленького возраста объяснять детям, что такое деньги, откуда они берутся, как ими пользоваться. Следовательно, если у дошкольника не формировать правильное представление о деньгах, то в будущем у него образуется свое, неправильное мышление по поводу денег. Дети с детства должны знать, что деньги не достаются просто так, для этого требуется работать, прилагать усилий. Должны знать, откуда берется каждый товар и, что он имеет свою цену
Научить ребенка правилам использования денег очень важно. Даже если работа хорошая и зарплата устраивает, нужно стремиться к большему, формировать «подушку безопасности», пассивный доход. Сегодня особую актуальность начинает приобретать умение инвестировать денежные средства и получение хорошей прибыли с этого направления. Дошкольник должен понимать, что тратить все заработанные деньги не нужно, потому что требуется для начала делить доходы и накопления: часть тратить на постоянные платежи, например, за услуги ЖКХ, а часть откладывать на какую-нибудь, например, крупную покупку. Умению экономить требуется учиться с малых лет. Ведь именно умение экономить даст возможность откладывать денежные средства и жить спокойно, не подвергая трудностям семейный бюджет. Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы: непосредственно-образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывает интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные практические, игровые задачи. Проводятся экскурсии, беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, сказок, пословиц и поговорок. Все рассмотренные методы и приемы позволяют образовать финансовую грамотность детей. Главным приемом развития финансовой грамотности дошкольника является использование игровой деятельности. Игровая деятельность является основным в организации воспитательного процесса дошкольников. Следовательно, использование игр является самым основным, ключевым и результативным приемом обучения. Основной формой обучения детей является игра. Непосредственно через игры ребенок осваивает и познает мир. Обучение, реализуемое при помощи игр, естественно для дошкольника. Дети дошкольного возраста быстро устают, долго не могут концентрировать внимание, плохо воспринимают информацию, постоянно отвлекаются, бывают неусидчивыми, поэтому воспитательная деятельность, формирование финансовой грамотности основывается на использовании игровой деятельности. Потребность применения игры в качестве формирования финансовой грамотности детей в дошкольный период определяется рядом причин:
– игровая деятельность, являясь основной в дошкольном возрасте также продолжает иметь свой вес;
– освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет не быстро;
– возрастные особенности детей, которые зависят от недостаточной устойчивости, произвольности внимания, в большинстве случаях непроизвольного развития памяти, существования наглядного типа мышления; – нехватка мотивации.
Поэтому именно игры дают возможность справиться со всеми трудностями и прийти к результату. Воспитатели в детских садах дают азы финансовой грамотности. Игры для детей дошкольного возраста — возможность постичь взрослую жизнь, моделируя её путём распределения ролей, представляя себя в разных лицах и качествах. Даже самые маленькие дети уже приучаются к счёту через игры по применению числительных: раз хлопок, два хлопка, три, четыре и т. д. Во время проведения гимнастики с детьми также используется счёт: и раз, и два присели, три, четыре — встали, и пять, и шесть подпрыгнули и т. д. Во многих народных сказках используются числительные: трижды дед ходил к морю просить у золотой рыбки себе блага. Семеро козлят проучили злого волка. Многие дети любят играть в магазин, где учатся покупать товары, считать деньги. Таким образом, используются абсолютно разные игры в воспитательно-образовательном процессе в процессе развития финансовой грамотности. При этом дети даже не осознают, что получают какие-то знания, они настолько бывают увлечёнными, тем самым учатся культуре общения и поведения. Весь комплекс игр включает в себя познавательное и воспитательное содержание, что в свою очередь дает возможность решать задачи по формированию у дошкольников основ экономических знаний.