Конспект логопедического занятия
Одежда
Лемехова Екатерина Евгеньевна
Цель: обобщить, уточнить представления детей о одежде. Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и конкретизировать представления об одежде, её
назначении, деталях, из которых она состоит;
- совершенствовать умение образовывать относительные
прилагательные, формы родительного падежа имён существительных, согласовывать прилагательные с существительными, существительные с притяжательными местоимениями: моё, моя, мой, мои,
Коррекционно-развивающие задачи.
- развивать фонематический слух, мышление, слуховое, зрительное внимание, диалогическую речь, тонкую и общую моторику, темп и ритм речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность, уважение к труду взрослых.
Средства: предметные картинки с изображениями одежды, предметы кукольной одежды, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент
1. Д/игра на развитие внимания «У кого что?»
Логопед: - Сядет тот, у кого чёрные шорты, белая футболка, синие
колготки, красная рубашка , жёлтое платье.
2. Д/игра «Собери картинку»
Логопед: -Ребята, в конвертах картинки, разрезанные на части. Вам
нужно собрать их и сказать, что получилось. А теперь как можно одним словом назвать рубашку, шорты, пальто, куртку? (Одежда)
II. Основная часть
1. Беседа об одежде.
Логопед: - Сегодня мы вспомним всё, что знаем про одежду. Вы знаете, что одежда бывает разная. Как называется одежда, которую носят зимой, летом? Как называется одежда, которую носят мужчины, женщины, дети? А как называется одежда, которую мы одеваем, когда занимаемся спортом, домашними делами?
- А для чего нам нужна одежда?
- Правильно, одежда защищает нас от холода и жары. Помогает нам быть красивыми и модными и т.д. Действительно, одежда играет очень важную роль в жизни людей.
- А чтобы вашаодеждавсегдабыла такая чистая и аккуратная,что делают ваши мамы? (стирают, гладят, чистят, ухаживают).
- Ребята, а вы помогаете своим мамам? Давайте покажем, как вы это делаете.
2. Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки. Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.
3. Д/игра «Скажи по-другому»
Логопед: - Ребята, а где мы берём одежду?
- Правильно, одежда поступает в магазины из фабрик, где их шьют
портные. Портные шьют одежду из разных материалов. А теперь я приглашаю вас на выставку. Кукла Маша покажет и расскажет, что из чего шьют, а мы с вами поможем.
Шапку шьют из меха – меховая шапка кофта из шерсти – шерстяная кофта куртка из кожи – кожаная куртка
платье из шелка – шелковое платье
Халат из фланели -фланелевый халат
блузка из шёлка — шёлковая блузка
брюки из джинсовой ткани — джинсовые брюки футболка из трикотажа — трикотажная футболка
пальто из драпа — куртка из болоньи — болоньевая куртка
4. Д/игра «Один – много»
драповое
пальто
Пришло время поиграть с мячом.
Мы – волшебники немного
Был один, а станет много.
Платок – платки блузка-блузки
Юбка – юбки свитер-свитера
Рубашка – рубашки футболка-футболки
Пальто – пальто (при этом логопед акцентирует внимание детей на том,
что пальто – это неизменяемое слово).
5. Д/игра «Чего не хватает?»
- Кукла Маша приготовила для вас эскизы (рисунки) одежды, но не успела нарисовать некоторые детали на них. Угадайте, чего не хватает?
На халате нет пуговиц, на блузке нет воротника, на футболке нет одного рукава, на брюках нет одной брючины, на фартуке нет завязок, на шортах нет кармана, на рубашке нет манжета.
6. Д/и « Чьё, чьи, чей, чья?»
(Согласование существительных с притяжательными местоимениями: моя, моё, мой, мои)
-Я вам раздам картинки, а вы постарайтесь запомнить свои картинки и правильно ответить на мой вопрос.
- Чья это куртка?( моя куртка), чей это свитер? чья это кофта? чьи это брюки? и т.д
7 . Игра «Скажи наоборот»
Большой —маленький, детский — взрослый, короткий — длинный, чистый — грязный, сухой —мокрый, надевать — снимать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, шить – рвать, стирать – пачкать, мочить – сушить.
8. Д/игра «Куда наденем»
Логопед начинает, а дети заканчивают, вставляя слово по смыслу. Рукавицы наденем на ...руки.
Шарф наденем на ..шею.
Шапку наденем на голову.
Носки наденем на ноги .
Кепку наденем на голову. Сапожки наденем на ноги . Перчатки наденем на руки и т.д. III. Итог занятия
Логопед: Мы сегодня много говорили об одежде. Когда человек красиво и опрятно одет, на него приятно смотреть. Когда нам очень нравится на ком – то одежда мы говорим комплименты или хвалим его. Мне хочется сказать вам, что вы: Молодцы!