Использование сказкотерапии со старшими дошкольниками
Ксенафонтова Анастасия Григорьевна,
ГБОУ ЦО № 167
Сказка активизирует воображение ребенка , заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам , а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное новое эмоциональное отношение к окружающему. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы, может показать к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств.Хотя сказка не дает прямых наставлений типа (слушай родителей, уважай старших), но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постоянно воспринимают многократно возвращаясь к тексту сказки.ГБОУ ЦО № 167
«Хаврошечка», «Репка» - учит быть трудолюбивыми.
«Теремок», «Зимовье» - учит дружить.
«Бобовое зернышко», «Гуси-лебеди» - заботиться о близких.
На занятиях, используют различные украшения для развития внимания, фантазии, пробовали отразить определенные характеры мимикой, жестом (усталость, грусть, злость, веселье), т.е. мы начинали играть в сказки и учились творить. Эта уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. В сказкотерапии не важно , с какой проблемой, точнее, с каким симптомом работать. Мы обращаем сказку к Душе, и в итоге все становится на свои места. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума .
Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях.
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими [2].
Сказки учат добру, любви и надежде. Дети учатся через сказку вере и надежде и то, что твои мечты сбудутся. Психологи говорят, что когда ребенку читают сказки, он вырастет счастливым, добрым и заботливым. Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
познание разных стилей мироощущения;
осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
внутреннее ощущение силы и гармонии
Сказка способствует :
-созданию положительного чувственно-тактильного и эмоционального контакта детей и воспитателя, детей между собой, создания атмосферы теплого общения между всеми участниками процесса.
- Закрепить знания детей о различных видах настроения людей и детей, о зависимости определенных эмоциональных состояний от жизненных ситуаций, о том, что своими эмоциями в поведении следует управлять.
- Развивать умение детей воспроизводить самостоятельно характерные особенности выражения лица, мимики, жестов людей по словесной инструкции. Помочь детям личностному, интонационному самовыражению своего внутреннего эмоционального «Я» через игру - драматизацию сказки.
- Продолжать формировать у детей элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий и своих эмоций.
- Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. – 345с.
3.Зимина "Театр и театрализованные игры детском саду"//журнал "Дошкольное воспитание"2005 г,№ 4
4.Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов.,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь,2003. - 146с
5. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
6.Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
7. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
8. Маханева М.Д. "Театрализованные занятия в детском саду" М, "Сфера"2001 г.
9.Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
10.Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.