Развитие речи дошкольников в разных видах деятельности
Андреева Анна Валентиновна
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.
В старшем дошкольном возрасте задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой- маленький, длинный – короткий, светлый – темный); продолжают развивать понимание и навыки употреблении слов, выражающих видовые и ролевые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда), строить предложения и составлять описательные рассказы.
Особое место в коррекционной работе с детьми по обогащению и активизации словаря, занимающей значительное место в речевой работе, является её связь со всеми видами деятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, дети усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, углубляют и уточняют знания и представления.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева , поэтому одним из важных средств развития речи детей является создание развивающей среды. В группе мы оборудовали различные развивающие зоны: «Наша улица», «Уголок природы», «Мини-лабораторию», «Уголок по развитию мелкой моторики», разные виды театров, «Уголок настольных игр и игрушек», музыкальный уголок, «Книжный и ИЗО уголок» речевой уголок, уголки для сюжетно-ролевых игр, в группе есть конструкторы разных видов и размеров.
Насыщая групповое пространство, мы заботились в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа оснащена наглядным, игровым и демонстрационным материалом, обеспечивающим более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
В своей работе при формировании речевого развития мы используем традиционные формы, методы и приемы:
Так, воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены:
- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- совместной деятельности взрослого с детьми;
- свободной самостоятельной деятельности детей.
Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность.
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладают:
- НОД;
- экскурсии, наблюдения, беседы, труд ;
- специальные дидактические и развивающие игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-драматизации и др
- подвижные игры;
- пальчиковые гимнастики;
- кинезиологические упражнения
- театрализованная деятельность;
- ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
- Художественная литература
- Артикуляционная гимнастика.
- труд
Занятия познавательно цикла создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения).
Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой.
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, на занятиях мы используем мнемотаблицы, которые позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемо - таблицы-схемы мы используем для:
- при описании предметов,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов
В своей работе, на занятиях и в повседневной жизни по развитию речи, мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутки, гимнастику для глаз, су – джок терапию и т.д.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитие речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Для успешного обучения и развития ребёнка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать через кинезиологические упражнения.
Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
ФИЗМИНУТКА СУ-ДЖОК
Физминутки помогают снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах.
Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
ПРИРОДА
Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. Работа детей на воздухе, в саду и огороде, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда способствует увеличению и систематизированию запаса их знаний , развивает и обогащает речь.
ИГРЫ
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
В ходе дидактических игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности мы учили детей отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметили, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Подскажи словечко», «Найди свое место», «Назови одним словом», и другие. В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. За каждый правильный ответ ребенок получал фигурку игрушки или кружочек, что повышало речевую активность детей.
В подвижных играх у детей развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.
ИГРЫ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Параллельно с этой работой необходимы словесные игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
ТЕАТРАЛИЗРВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления использовали в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
СЛОВА СУХОМЛИНСКОГО
Развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие речи ребёнка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
ШНУРОВКА ПАЗЛЫ ВКЛАДЫШИ МОЗАИКА
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:
- Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр
- Кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику
- Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности
- Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления
- Пазлы – дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук
- Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
ИКТ ЧТЕНИЕ ПОТЕШКИ
Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того ИКТ способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Презентации способствуют увеличению словарного запаса ребенка, развитию его кругозора, мотивируют получать новые знания, развивают внимание и память.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.
Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию и выразительность.
Пословицы и поговорки учат детей ясно, лаконично и выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно мыслить .
Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Чётко спланированная работа по обучению интонационной выразительности речи «Веселый язычок» проводится ежедневно во второй половине дня, которая позволяет в игровой форме закреплять полученные навыки и умения по развитию речи.
ТРУД
Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий и т.д
В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения.