Безопасность на дорогах ради безопасности жизни
Сергина Евгения Сергеевна
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. Перед нами, педагогами, дошкольной организации стоит задача — донести информацию не только для детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решать эту задачу не просто, но необходимо. Методический паспорт учебного проекта
Тема проекта: «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»
Вид проекта: Познавательно — игровой
Продолжительность проекта: Краткосрочный
Участники: Дети старшей группы, родители и педагоги
Итоговое мероприятие: Детско-родительский досуг «Путешествие в страну «Светофории»
Проблема: Высокий процент несчастных случаев, гибель детей в ДТП.
Актуальность.
Рост количества машин на улицах городов нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому сегодня как никогда профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников и их родителей является актуальной. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях, так как знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Ведь знания, полученные в детстве, наиболее прочные и впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — необходимой потребностью человека. И только вместе с родителями, максимально используя авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, повышая их личную ответственность за безопасность своих детей, мы надеемся на сокращение детского дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах нашего города.
Цель проекта:
Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников и их родителей.
Задачи проекта:
- Продолжать закреплять и расширять представление дошкольников о правилах дорожного движения;
- Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
- Формировать культуру поведения на улице и в транспорте;
- Активизировать деятельность родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Иметь представление об основных правилах дорожного движения;
- Знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»; ‒ узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;
- Называть правила поведения в транспорте, на проезжей части; ‒ повышение педагогической компетентности родителей в вопросах профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
1 этап: Подготовительный.
Цель: Постановка проблемы.
- Беседа с детьми
- Анкетирование родителей по проблеме
- Изучение статистики в СМИ по детскому дорожно-транспортному травматизму
- Проведение анализа методической литературы по проблеме разрабатываемого проекта и возможных условий его реализации в старшей группе
- Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению (обогащение предметно — развивающей среды)
- Профилактические беседы с родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Цель: Сбор информации и материала по проблеме
- Подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по ПДД
- Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД
- Подбор и изготовление материала о ПДД: дорожные знаки, картинки с изображением ситуаций на дорогах, рули, элементы костюма (фуражка, жезл, кепка шофера, билеты для кондуктора), машины (специальный транспорт), конструктор (разного вида)
- Подборка занимательных и проблемных заданий
- Подборка видеоматериала по ПДД
- Подбор информации для оформления родительского уголка по ПДД в раздевалке группы
Цель: Подбор инновационных методов работы по организации профилактики детского дорожного травматизма
- Использование активных форм организации детей
- Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД
- Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово
- Закрепление детьми и родителями знаний ПДД
- Формирование у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД
- Выбор материала, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходил в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
Цель: Презентация проекта
- Подготовка презентации о реализации проекта
- Фотовыставка «Я — пешеход»
- Презентация книги «Стихи о ПДД»
- Конкурс рисунков «Дорожные знаки»
- Дети закрепили знания о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода
- Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, активное вовлечение их в образовательный процесс дали положительные результаты
В целом работа по проекту прошла успешно. В ней приняли участие практически все дети группы и их родители. Каждый участник был вовлечен в мыслительную и практическую деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания и умения путем самостоятельной и коллективной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Анализ итогов работы по проекту позволил сделать вывод о том, что совместная деятельность с детьми и их родителями способствует:
- Закреплению у детей знаний о названиях различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода