Артистизм в педагогической деятельности.
Личность педагога и его профессиональные качества
Ленских Анна Эдуардовна
Что же на самом деле представляет из себя профессия педагога, какие задачи и функции она включает? Эти вопросы мы рассмотрим в данной главе. Профессия педагога при всем своеобразии социальна. Педагог музыки является связующей частью между музыкальным образованием и учеником. Он служит для учеников образцом по отношению к искусству.Педагог музыки — профессия очень тяжелая и многогранная. Она требует наличия разнообразных личностных качеств, которые необходимы не только для педагога, но и для музыканта. Некоторые хорошие музыканты старательно избегают педагогической деятельности, так как они не чувствуют в себе призвания. Однако, в то же время, большинство музыкантов, наоборот, в полной мере реализуют свои способности именно в педагогической деятельности.
Чтобы обеспечить эффективность педагогической деятельности, наставник должен обладать спектром определенных личностных качеств, а так же должно быть единство музыкальной и педагогической стороны. В соответствии с позицией Э.Б. Абдуллина и Е.В. Николаевой «к личностным качествам, прежде всего, необходимо отнести: музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность, личностную профессиональную позицию».
Обратимся к анализу представленных личностных качеств.
Музыкальность. Чтобы педагог в полной мере смог осуществлять профессиональную деятельность, уровень его музыкального развития должен быть в разы выше, чем у ученика. Музыкальность помогает педагогу с пониманием принимать новые тенденции в современном искусстве, с интересом оценивать произведения, которые еще не получили общественного признания. Музыкальный вкус — одно из важных проявлений музыкальности у педагога, именно он помогает формировать музыкальную культуру подопечных наставника — школьников. Музыкальность проявляется во всех видах педагогической деятельности: инструментальное и вокальное исполнительство, вокально-хоровая работа, музыкально-пластическая деятельность, сочинение музыки и руководство данным процессом, организация мюзиклов и многое другое. Музыкально-педагогическая деятельность побуждает развитие музыкальности педагога, активизируя психические процессы. Развитие музыкальности невозможно без развития духовного мира учителя. Но, конечно, главным звеном развития музыкальности является связь с музыкой, которая осуществляется в постоянном обогащении, расширении своих музыкальных впечатлений, выражении своего музыкального опыта в музыкальном исполнительстве.
Эмпатийность. В широком смысле, эмпатия — это способность к сопереживанию, душевность, способность нахождения духовного контакта с людьми. Данные показатели у педагога являются необходимым фактором успешности его деятельности. Если педагог обладает эмпатией, то он сможет побуждать развитие этого качества у своих учащихся. Развитию эмпатии у педагога помогает общение с учениками на высоком духовном уровне, в области субъектно-субъектных отношений. «Любовь к ребенку определяет отношение к нему учителя — способность рассматривать тот или иной поступок, процесс воспитания, обучения и развития в определенной перспективе. Учитель музыки, любящий детей, способен видеть в них все то хорошее и доброе, что в них есть, помочь им справиться со своими недостатками. В этом ему может помочь эмпатийность»
Профессиональное мышление и самосознание представляет специфический состав научного и художественного мышления, его педагогическую, музыкальную и психологическую сторону. Оно включает в себя музыкальное мышление, которое направлено на установление контакта учеников с музыкой и музыкальными произведениями. Важно, чтобы педагог знал законы музыкальной речи, музыкальный язык и как их применить в процессе построения слушательской и исполнительской деятельности учащихся. Следует отметить, что музыкальное мышление педагога является главным фактором успешного развития музыкального мышления у его подопечных. Эмоции, с психологической стороны, являются важным пунктом в мышлении педагога. Они связаны с процессом восприятия музыкального искусства. Следующей составляющей профессионального мышления педагога является психолого-педагогическое мышление. Оно направлено на понимание индивидуально-возрастных, психологических особенностей учащихся, особенности общения педагога с учениками, последних с музыкой, на достижение художественно-целостного урока. Важным в развитии профессионального мышления является направленность на рефлексию педагогической деятельности и на развитие его профессионального самосознания.
Артистизм. Это качество объединяет разные стороны художественно-коммуникативной деятельности: эмоционально-экспрессивную, художественно-операционную, художественно-интеллектуальную. Во-первых, это означает, что учитель за счет своего поведения пытается создать не только душевное общение с учениками, но и придать процессу доверительный и эмоционально-возвышенный характер, что необходимо для общения ребят с музыкой. Во-вторых, педагог своим примером должен помочь ученикам развивать умение понимать искусство отличительным от других способом мышления, например, художественно-образным.В третьих, особое значение имеет артистичное исполнение произведений. Дети заражаются, прослушанной музыкой, развивая свою эмоциональность, которая через некоторое время приобретает эстетический характер. Как мы писали в предыдущей главе, артистизм педагога близок актерскому артистизму. Основы артистизма формируются еще на ранней стадии профессионального становления педагога, но достигаются и совершенствуются до высокого уровня через общение с музыкой и учениками — через практику.
Креативность. Музыкально-педагогическая деятельность несет в себе креативный, творческий характер, который находит свое предназначение во всех разновидностях: музыкально-исполнительской, исследовательской, конструктивной. Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева считают, что креативный характер можно структурировать в двух аспектах: по отношению к содержанию музыкального образования и по отношению к процессу музыкального образования. Если рассматривать отношение к содержанию музыкального образования, то характер деятельности предопределяется широтой кругозора, личностью педагога, наличием опыта в профессии, интересами, стремлением на поиски нового, самобытного, неординарного. Креативность находит свое отражение и в разработке авторских (предметных) программ, учебных материалов, отдельных пособий и конкретных уроков. По отношению к процессу музыкального образования креативная работа педагога проявляется в коммуникативной и организаторской деятельности.
Личностная профессиональная позиция. Данная позиция педагога представляет заинтересованное отношение к ребенку, к музыке, к своей профессии. Она проявляет себя во всех компонентах музыкального образования. Педагог может отдавать разные предпочтения к содержанию образования. Один педагог может в большей степени использовать хоровую работу с детьми, нежели музыкально-пластическую деятельность или слушание музыки, а другой педагог будет считать целесообразным активное использование инструментального музицирования. Есть разные методы музыкального воспитания и развития профессиональной позиции педагога. В большей степени, профессиональная позиция педагога зависит от личных предпочтений, уровня культуры учебного заведения и его учащихся, от организации занятий. Процесс становления личностной профессиональной позиции проявляется в способности педагога уметь объяснить свое видение организации и реализации процесса образования. Становлению способствуют некоторые направления самостоятельной работы педагога: разработка педагогом новшеств в практической работе; изучение теоретических положений педагогики; выбор наиболее близкой педагогу концепции и умение обосновать свой выбор. Личностная профессиональная позиция является важной и необходимой частью мастерства педагога, которая оказывает влияние на все направления педагогической деятельности. Неотъемлемым составляющим является творческий подход, позволяя педагогу по-новому рассмотреть процесс и содержание музыкального образования, как в отдельных аспектах, так и в целом, поставить цель на собственное дальнейшее профессиональное развитие.