Особенности становления самооценки у детей
старшего дошкольного возраста с дислексией
Столярчук Полина Михайловна
В коррекционной психологии одним из направлением является изучение личностных особенностей детей с речевыми нарушениями. Вопрос становления адекватной самооценки у лиц с речевыми нарушениями, в частности с дислексией является малоизученной. В этой связи, цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей становления адекватной самооценки у младших школьников с дислексией.Анализ литературных источников показал, что проблема становления самооценки на данный момент изучена недостаточно.
Наше исследование проводилось на базе ГБДОУ д/с № 8 и ГБДОУ д/с № 130 Дзержинского района города Ярославля. Выборка испытуемых составила 30 человек старшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли 15 детей с дислексией, в контрольную – 15 дошкольников с нормальным развитием речи.
Для изучения уровня самооценки старших дошкольников мы применили следующие методики: «Нарисуй себя» А.М. Прихожан (детям предлагалось последовательно нарисовать плохого ребёнка, хорошего ребёнка и себя), «Лесенка самооценок», «Неоконченные предложения» и Детский апперцептивный тест. Также с детьми была проведена беседа с целью изучения отношения их к своему имени.
Анализ полученных результатов показал, что у значительной части детей с дислексией отношение к себе носит негативный и конфликтный характер. Наиболее ярко эти особенности проявились при выполнении методики «Нарисуй себя». В ходе исследования 2 мальчика с дислексией отказались нарисовать себя, хотя без возражений выполнили рисунки плохого и хорошего сверстников. Один из них объяснил свой отказ тем, что на картинках он плохо выглядит. Другой не захотел нарисовать себя, «потому что сегодня плохой день». Можно предположить, что это рационализирующие объяснения, которые выполняют функцию психологической защиты. В результате негативное эмоциональное отношение к себе не допускается до осознания. Ещё трое детей из этой группы сразу после предъявления инструкции сказали, что не любят себя рисовать. 4 мальчика с дислексией изобразили себя в виде сказочных героев. Это также может являться признаком отрицательного или конфликтного отношения к себе, когда ребёнок вместо себя рисует другой персонаж. В контрольной группе встретился только один такой рисунок.
В ходе выполнения задания в поведении детей с дислексией чаще, чем у детей с нормой речи наблюдались признаки неуверенности, недоверия к себе. Они часто спрашивали о том, как нарисовать тот или иной рисунок, обращались за помощью к экспериментатору, нуждались в поддержке и одобрении. Имели место оправдывающие оговорки как перед рисованием: («Я не умею красиво рисовать», «Не знаю, как нарисовать»), так и во время рисования («У меня голова не очень получилась» и другие).
Анализ «автопортретов» проводился нами в соответствии со следующими критериями самооценки:
1. Тщательность прорисовки, аккуратность.
2. Размер рисунка.
3. Наличие / отсутствие основных деталей.
4. Наличие / отсутствие дополнительных, украшающих деталей.
5. Цветовая гамма.
6. Похожесть «автопортрета» на «хорошего» / «плохого» сверстника.
7. Соотношение размеров «автопортрета» и двух других рисунков.
«Автопортреты» детей с дислексией чаще, чем рисунки детей с нормальным развитием речи выполнены небрежно, без тщательной прорисовки, неаккуратно (30 и 10% соответственно). Преобладают средние (45%) и маленькие (30%) размеры «автопортретов» детей с дислексией. Маленький размер «автопортрета» указывает на возможное неприятие детьми своего тела, на наличие у них чувства неадекватности в своём психологическом окружении или желания остаться наедине с собой. В группе детей с нормальным развитием речи большая часть «автопортретов» (65%) – большого размера; маленькие рисунки составили лишь 5% от общего числа.
Признаком низкой самооценки, чувства неполноценности и возможных трудностей в общении у детей с дислексией является отсутствие в 40% «автопортретов» каких-либо основных деталей: ушей, носа, волос, рук, ног, пальцев рук. Признаком враждебности являются пустые глазницы. В «автопортретах» школьников из контрольной группы в 25% случаев отсутствовала только какая-либо одна основная деталь (уши либо пальцы).
Показателем низкой самооценки у старших дошкольников с дислалией служит отсутствие в 70% «автопортретов» дополнительных, украшающих деталей; 20% рисунков выполнены лишь тёмными цветами. Тёмный колорит рисунка может свидетельствовать о подавленности психики, неуравновешенности, депрессивности ребёнка. Яркие, нарядные рисунки для детей с дислексией не характерны. Рисунки же школьников из контрольной группы отличаются общим нарядным тоном, яркостью изображения. В этой группе не было ни одного изображения себя в тёмных тонах, 50% рисунков содержали дополнительные, украшающие детали. Общий нарядный тон этих рисунков свидетельствует о благоприятном психологическом состоянии детей, адекватной самооценке, стабильности и уравновешенности их психики, жизнерадостности и хорошем настроении.
Критерием оценки отношения к себе является также степень похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» сверстника. В результате анализа рисунков были получены следующие результаты. 65% «автопортретов» детей с нормой речи похожи на изображения «хороших» сверстников. Повторяются цвета, некоторые детали этого рисунка. В 20% случаев «автопортреты» отличаются от первых двух рисунков, в 15% – сочетают их элементы. В этой группе не встретилось ни одного «автопортрета», похожего на «плохого» ребёнка. В экспериментальной группе выявлены иные результаты. В 45% «автопортретов» имеются черты и «хорошего», и «плохого» сверстников. На «хорошего» ребёнка похожи 15% «автопортретов», на «плохого» – 15%, и такое же количество «автопортретов» отличаются от первых двух рисунков. Следовательно, отношение к себе 45% детей с дислексией по этому показателю можно охарактеризовать как конфликтное.
На негативное отношение к себе у 35% детей из экспериментальной группы указывает преобладание размеров «хорошего» и «плохого» сверстников над размерами «автопортретов» этих детей. В этой группе только 10% «автопортретов» превышают по размеру другие рисунки, тогда как в контрольной группе количество таких рисунков составляет 40%.
После выполнения рисунков, с каждым ребёнком проводилась беседа. В таблицах № 2 и № 3 представлены ответы детей на некоторые вопросы. Эмоции и чувства, которые испытывает ребёнок при рисовании, характеризуют его отношение к изображаемому персонажу. Как показали результаты беседы, положительное отношение к себе чаще проявляют дети с нормальным развитием речи (55%), чем дети с дислексией (35% соответственно). Эта же тенденция проявляется и в выделении лучшего рисунка. Только 40% детей из экспериментальной группы в качестве лучшего выделили рисунок «Я», тогда как в контрольной группе количество таких детей составило 70%. Вызывает интерес тот факт, что 20% детей с дислексией (4 ребёнка) лучшим посчитали рисунок «плохого» сверстника. Двое из них объяснили свой выбор тем, что «плохой» сверстник получился красивым; два ребёнка не дали объяснений. Можно предположить, что эти школьники бессознательно идентифицируют себя с плохими детьми, это и повлияло на их выбор.
На вопрос о том, каким ребёнок хотел нарисовать себя, 35% детей с нормальным развитием речи ответили: «Таким, какой я есть». Но ни один ребёнок из экспериментальной группы не дал такого ответа; чаще всего (50% от общего числа ответов) дети с дислексией говорили, что хотели нарисовать себя хорошими. Так, Дима П. сказал: «Я хотел нарисовать себя хорошим, но у меня не получилось, я плохо людей рисую». Слава К.: «Я не такой плохой и не такой хороший, иногда даже вредным бываю». Из этого можно сделать вывод, что дети с дислексией хотят быть хорошими, но не «чувствуют» себя хорошими.
О низкой самооценке детей с дислексией свидетельствует их желание что-нибудь в себе изменить. Количество таких детей в экспериментальной группе составило 55%, тогда как в контрольной группе таких дошкольников 25%. Чаще всего в ответах детей из экспериментальной группы присутствовало желание их стать красивыми и умными.
Итак, на основании сопоставления качественных характеристик рисунков и данных беседы можно сделать следующий вывод: У дошкольников с дислексией негативное и конфликтное отношение к себе встречается гораздо чаще, чем у их сверстников с нормальным развитием речи.
С целью изучения отношения детей к своему имени нами была проведена беседа. Имя лежит в основе самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря собственному имени ребёнок получает возможность представить себя как обособленную от других, исключительную персону.
Итак, в результате проведённого исследования было выявлено, что у значительной части детей с дислексией самооценка значительно занижена. Изучение эмоций и чувств детей с дислексией, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию детского характера, новых положительных свойств личности и конечном итоге, коррекции основного логопедического дефекта.