Адаптация детей раннего возраста в ДОУ. Мой опыт
Усова Земфира Фарзитдиновна,
оспитатель ГБДОУ детский сад № 30
Приморского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: детский сад ,адаптация ,дети, родители, воспитатель.оспитатель ГБДОУ детский сад № 30
Приморского района Санкт-Петербурга
Детство - это самый важный период в жизни каждого человека. Не зря психологи говорят, что все проблемы взрослой жизни идут прямиком из детства. Поэтому так важно сохранить как можно больше хороших воспоминаний. Чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным, независимо от того, где он воспитывается – в детском саду и семье или только в семье, мы создаем эмоционально комфортные условия для раскрытия его способностей, делаем его жизнь интересной и содержательной, расширяем круг его интересов, учим общаться со сверстниками и взрослыми.
С приходом ребёнка в детский сад у него начинается сложный период адаптации. Чаще всего этот период сопровождается эмоциональными расстройствами. Дети не всегда хотят идти в детский сад, они плачут, капризничают, начинают чаще болеть — это всё сказывается на организме ребёнка. Чтобы этот период прошёл более мягче взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. Справиться со сложными ситуациями и изменениями в жизни детей помогают воспитатели, родители и другие члены образовательного процесса.
Важно, чтобы в период адаптации воздействие на ребёнка было со всех сторон. Есть много других способов, как сделать так, чтобы период адаптации прошёл легче и менее болезненно. В своей статье я хочу рассказать как прошла адаптация «моих» малышей. Я использовала ситуации, которые возникают естественным путем и мягко направляла внимание ребенка к областям, которые актуальны для развития. Все игрушки доступны для ребенка, он сам делает выбор. В игровой комнате оборудована учебная зона. Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания детей включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное личностно-ориентированное развитие ребенка для достижения поставленной цели, решения поставленных задач и обеспечения рациональной организации всех видов деятельности. В расписании образовательной деятельности – развивающие игры по развитию речи, занятия по художественному творчеству (лепка и рисование), конструированию и физической культуре , музыка. Группа кратковременного пребывания в детском саду дает отличную возможность детям адаптироваться к нахождению в коллективе сверстников, получить новые знания в ходе образовательной деятельности, а также с интересом провести время. Это переходная ступень между тем периодом жизни, который малыш проводит исключительно в кругу родственников, и тем, в котором он погружается в коллектив на длительный период времени. Итак, моя работа была направлена на достижение следующих целей: обеспечить положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, создать положительный эмоциональный настрой в группе, сплотить родительский коллектив, привлечь их к сотрудничеству, в том числе в плане единых подходов в воспитании детей. Кроме того, предстояло решить ряд задач, в том числе: наладить доверительные отношения с каждым ребенком, снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей, вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, организовать предметно-развивающую среду в группе, стимулирующую у детей чувство комфорта и защищенности. И если все время в разлуке с мамой будет заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и воспитателя должна быть направлена на снятие эмоционального и физического напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди прочего мною были выбраны пальчиковая гимнастика и логоритмика. При проведении пальчиковой гимнастики затормаживаются отрицательные эмоции монотонными движениями рук или сжиманием кистей рук. Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически по 2-5 минут ежедневно. В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей, особенно, в период адаптации к условиям детского сада. Использовались такие элементы логоритмики, как: упражнения на координацию речи с движением, пение и движение под музыку. Упражнения на координацию речи с движением включались ежедневно в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения. Особую любовь детей получила игра «Путешествие на поезде», которая заключается в том, что дети едут на поезде и на остановках встречают различных персонажей, которые рассказывают стихи и показывают соответствующие движения. Использование при этом масок делает эту игру яркой и веселой. Также воспитатель может придумать множество способов, как например, встречать детей утром. Один из таких действенных способов, это привлечение игрушек. В своей группе я использовала игрушку котёнка. Каждое утро котёнок встречал каждого ребёнка в группе, желал ему доброго утра и спрашивал как его дела и настроение. С помощью такого разговора можно понять как настроен ребёнок и перестроить его эмоциональное состояние в положительную сторону.
Несмотря на то, что основное время воспитателя в адаптационный период было занято работой с детьми, родителям уделялось не меньше внимания. Так, например, в первые дни родителям разрешалось присутствовать вместе с ребенком в группе, в приемной размещалась информация об адаптации детей (консультации, памятки, ширмочки),проводились ежедневные индивидуальные беседы о том, как прошел день их ребенка, на что нужно обратить внимание, чтобы вселить в них уверенность, рассеять беспокойство и тревогу за своего ребенка (воспитателю необходимо находиться в постоянном контакте с родителями, лично, по телефону, даже в нерабочее время, сообща вырабатывать стратегию поведения в сложных случаях), важно было в этот период идти навстречу всем пожеланиям родителей, даже если они не соответствуют вашим убеждениям и представлениям, и не соответствуют установкам детского сада. Анализ результатов проведенной работы показывает, что в группе не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации (в основном – легкая степень). Это позволяет сделать вывод о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада. Правильно выстроенная работа с родителями позволила сделать их своими союзниками и партнерами в любых начинаниях, тем самым помогла им пережить период адаптации их детей безболезненно. Можно сказать, что адаптация к детскому саду пройдет быстрее и безболезненнее, если организована комплексная система сопровождения адаптации детей, включающая в себя: педагогическое и психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих мероприятий, создание особой предметно-развивающей среды в группе и, что особенно важно, любовь и заинтересованность в ребенке, в его состоянии, со стороны воспитателя и родителей.
Шаг за шагом дети познавали окружающий мир, радость дружбы, творчества, самостоятельной деятельности, познавали свои личные возможности. Для того чтобы разнообразить жизнь в садике, ежемесячно совместно с психологом устраивали интересные и занимательные праздники, — активно вовлекая в этот процесс своих юных воспитанников и родителей. Такие мероприятия очень нравились детям и они с большим удовольствием принимали в них участие. Все интересные и веселые моменты про детей фотографировала и с комментариями отправляля родителям детей с помощью мессенджера WhatsUp. Поэтому родители не только всегда в курсе, что происходит с их любимыми чадами. В раздевалке группы постоянно вывешивала работы детей, выставляла детские поделки. Также там присутствовала полезная и интересная информация для родителей: как растут и развиваются детки, какие занятия в течении дня у них проводятся и чем они питаются. За время пребывания в садике у детей значительно расширился кругозор, обогатилась речь, появилось желание учиться еще чему-то. Дети стали гораздо увереннее в себе, любознательнее , научились дружить и помогать друг другу.
Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает привыкание ребенка к новым условиям.
Спасибо за внимание.