Мастер-класс для педагогов
Финансовое просвещение дошкольников
Капранова Марна Николаевна
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое и потому актуальное направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.В нашем детском саду эта работа ведется не просто так. В своей деятельности мы опираемся на федеральный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемый Министерством финансов РФ. Кроме того, одна из парциальных программ ГБДОУ, реализуемых в части, формируемой участниками образовательных отношений «Тропинка в экономику» А.Д. Шатовой дает широкие возможности по приобщению дошкольников к экономике.
Возможно, у вас уже возник вполне ожидаемый вопрос – а как же дошкольник связан с экономикой? Они ведь такие разные. Это действительно так, но, все-таки, они могут быть вместе. Как же познакомить ребенка с миром современных экономических реалий? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в ходе нашей беседы.
Итак, в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать экономические реалии, с которыми он поневоле встречался раньше. Что такое «профессия» «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстро впитывают атмосферу окружающей реальности, хорошо адаптируются к ней. Восточная мудрость гласит «Как бы не был длинен путь, всегда он начинается с первого шага». А где начинается первый шаг? Где первые шаги делают дети? Вы все согласитесь, коллеги, что первые познания об экономике дети получают в семье. Нам всем хорошо известно, что одной из ее основных функций является хозяйственно-экономическая деятельность. Семейное экономическое воспитание выгодно отличается от общественного. В каждой семье есть свои традиции и обычаи, оно индивидуально и обращено непосредственно к ребенку.
Детский сад также может внести свой вклад в формирование экономической компетентности дошкольников и их семей. Экономическое воспитание, которое проводится с дошкольниками, не ставит перед собой далекие цели – готовить экономистов. Мы руководствуемся целями повседневными, близкими для каждого человека, его семьи и друзей. По мнению древнего философа Ксенофонта, «экономика» - это правила, искусство ведения домашнего хозяйства. Это означает, что экономическое воспитание, прежде всего, воспитывает хозяина для семейной жизни, для общества, в котором живет человек. Конечно, в современном обществе экономика имеет более широкое толкование: народное хозяйство страны, совокупность производственных отношений, экономические науки. Но на ступени дошкольного детства мы ориентируемся на определение, данное Ксенофонтом, так как именно оно отвечает целям экономического воспитания дошкольников.
Для того, чтобы привлечь и родителей и детей к пониманию актуальности и важности экономического просвещения дошкольников, мы проводим консультации, после которых семьи ходят на экскурсии в банк, составляют вмести списки покупок, планируют совместные расходы. У наших воспитанников появляется желание, а главное - возможность принимать активное участие в жизни своих семей, ведь они приобщаются к экономике через проживание своего собственного опыта.
Формировать интерес к экономике у детей эффективнее всего в игре, ведь это один из самых важных видов детской деятельности, она может помочь сделать экономику понятной детям. Играя, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно постигают азы экономики.
Но современный воспитатель должен ориентироваться в новых экономических реалиях, подбирать игры, которые будут близки опыту детей и интересны им. Всем известную дидактическую игру лото «Профессии» например, можно модернизировать, добавив в нее много новых и модных профессий, ведь наверняка чей-то папа, или чья-то мама работают по одной из современных специальностей, а наши воспитанники захотят попробовать себя в одной из них! А знаете ли вы современные профессии?
Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.
1. Логист - ...
а) занимается логикой;
б) специалист по управлению транспортировкой продукции;
в) организует конференции и научные саммиты.
Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.
2. Веб-мастер - ...
а) работает на компьютере;
б) разрабатывает программы;
в) разрабатывает проекты сайтов.
Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.
3. Маркетолог - ...
а) работает на рынке ценных бумаг;
б) тот, кто изучает рынок;
в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок.
Мы отлично справляемся! Уважаемые коллеги! Давайте попробуем определить, чем занимаются представители следующих профессий.
4. PR-агент - ...
а) связан с политикой;
б) специалист по связям с общественностью;
в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.
6. Имиджмейкер - ...
а) философ;
б) парикмахер;
в) имидж-консультант.
Комментарий. Имиджмейкер - специалист по созданию имиджа образа личности.
Сделать экономику доступной поможет и сюжетно-ролевая игра. В старшем дошкольном возрасте мы предлагаем ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Пиццерия», «Пункт обмена валюты». Можно усложнить традиционную игру «Магазин», превратив ее в супермаркет. Можно предложить ребятам исполнить роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединить монетки.
Конечно, для ознакомления детей с основами экономики мы можем использовать не только сюжетно-ролевые, но и многие другие виды игр. Мы с ребятами с удовольствием играем в настольные игры с экономическим содержанием, и в дидактические игры на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и другие.) Для игр ребята с удовольствием изобретают игровые деньги, товарные знаки. Из дома ребята приносят различные коллекции (календари, детские журналы, вырезанные картинки, наклейки, разноцветные гелиевые ручки, машинки и др.), используют их в своей деятельности, «заключают» договор об обмене.
В таких играх так же может быть раскрыта и нравственная сторона экономического воспитания, которая, по моему мнению, является важнейшей составляющей этого процесса. Всегда ли можно получить желаемое, даже если вежливо попросить? Все ли можно купить за деньги? Для того, чтобы обсуждение таких важных вопросов было более эффективно, наряду с традиционными беседами мы включили в образовательный процесс кейс-технологию, которая помогает детям приобщиться к экономике на основе собственного опыта. Не углубляясь в сущность названной технологии, отмечу, что работа с кейсами стимулирует активность детей, а различные виды кейсов, позволяют внести в каждый компонент образовательного процесса элементы интерактивности, повысить познавательный интерес. Анализировать кейс – это увлекательно и интересно и наши воспитанники всегда с нетерпением ждут того момента, когда же мы начнем обсуждать увлекательные, познавательные и поучительные задачки из чемоданчика.
Огромным потенциалом в приобщении детей к экономике обладают сказки. Как говорил Джанни Родари: «Сказки для ребёнка такое же серьезное дело, как игра». Некоторые из вас удивятся, но многие известные нам с детства произведения содержат экономическую составляющую.
Коллеги, предлагаю вам поиграть в сказочную викторину и угадать сказку!
- Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками. (Морозко)
- Сказка, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой)
- Герой этой сказки с помощью эффективной рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. (Кот в сапогах)
- Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
- Сказка, в которой у животных были различные потребности, для удовлетворения которых они с помощью телефонного звонка обращались к автору. (Телефон)
Мы с ребятами с удовольствием занимаемся чтением сказок. Особенно интересно обсуждать их с экономической точки зрения. Хорошей ли хозяйкой была Федора? Как старик продавал свою корову? Эффективной ли была его реклама? Интересно, не правда ли?
Не только сказки, но и пословицы и поговорки, а также загадки пользуются большим интересом у детей. Каждая из пословиц — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость, зачастую с экономическим содержанием. А загадка – отличный инструмент для развития мышления и закрепления экономических понятий. Предлагаю и вам, коллеги, попытаться отгадать несколько загадок.
На товаре быть должна
Обязательно…..(цена)
Коль трудился круглый год,
То получишь ты …..(доход)
И врачу и акробату
Выдают за труд…….. (зарплату)
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
БАНКОМАТ
Ну и конечно же пословицы и поговорки прекрасно отражают экономические реалии. Они в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Вам всем хорошо известны пословицы о труде, давайте вспомним их вместе.
«Дело мастера… боится»
«Кончил дело… гуляй смело»
«Терпенье и труд… все перетрут»
О деньгах:
«Время…- деньги»
«Деньги любят…счет»
О лени:
«Труд кормит, а лень…портит»
«Лень вперед нас…родилась»
Экономика окружает нас и наших детей в повседневной жизни, стоит только присмотреться. Например, посмотреть внимательно на диснеевских героев. Обратите внимание на их руки. Все ли у них в порядке?
- Один незначительный недостаток у диснеевских героев вызван был необходимостью экономить расходные материалы, теперь он ежегодно приносит студии несколько тысяч долларов экономии - на руках диснеевских персонажей не пять, а четыре пальца.
- Почему копилки традиционно делают в форме свиньи? В Средние века домашнюю посуду в Англии делали из дешевой рыжей глины — pygg. Глиняные горшки — pygg jars — использовали в том числе для хранения соли и мелких монет. Когда глина вышла из употребления, значение слова pygg забылось, устаревшее понятие было созвучно с pig — «свинья». Произошла путаница. «Глиняный горшок» трансформировался в «горшок-свинью».
50 рублей - Город-герой Санкт-Петербург с его знаменитыми строениями изображены на купюре номиналом в пятьдесят рублей. Символ Невы – женская фигура, восседающая на троне у основания Ростральной колонны, а на заднем плане – Петропавловская крепость, являющаяся исторической достопримечательностью города. Эти изображения находятся на лицевой стороне купюры. На оборотной стороне – здание бывшей биржи у набережной.
200 рублей - На купюре изображены символы города-героя Севастополя: памятник затопленным кораблям (лицевая сторона) и вид на музей-заповедник «Херсонес Таврический» (оборотная).
500 рублей - Город Архангельск.
Мощь и могущество города Архангельска передает памятник Петру I и морской порт с парусником. Эти изображения расположены на лицевой стороне купюры номиналом в пятьсот рублей. На оборотной же стороне виден Соловецкий монастырь – мужской монастырь Русской православной церкви, воздвигнутый еще в 1420-1430 годы и являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
2000 рублей - На купюре изображены символы Дальнего Востока: мост на остров Русский (лицевая сторона) и космодром «Восточный» в Амурской области (оборотная).
Наша беседа подходит к концу. Вы увидели, что для приобщения дошкольников к экономике можно использовать достаточно традиционные для детского сада формы работы, стоит только взглянуть на них под другим, экономическим углом. «Дошкольник и экономика» - я бы сравнила эти понятия с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику. Уверена, вас непременно ждет успех в этом увлекательнейшем деле! Спасибо за внимание!