Методы приобщения детей к чтению художественной литературы
Смурова Елена Александровна
За то время, пока существует наши программы, изменились дети, изменились их семьи, уклад жизни, идеи и ценности, изменилась детская литература. В новой социокультурной ситуации нельзя работать по схеме. Каждый год воспитатель обязан заново проанаизировать раздел применительно к новой группе детей и к новым социокультурным обстоятельствам.Каждый ребенок, каждая новая группа детей воспринимает один и тот же художественный текст по- своему. Воспитателю каждый раз, готовясь к процессу чтения с детьми делать так, как будто это впервые. Необходимо вслушиваться в ответы детей, всматриваться в их лица, сомневаться в правильности ведения обсуждения содержания прочитанного. Иногда дети сразу отвечают на вопрос, сформулированный педагогом. Иногда этот вопрос нужно дополнить наводящими вопросами, подвести к пониманию смысла произведения, сделать этот процесс мыслительной деятельности детей интересным для них, учесть их мнение, найти те способы, формы, методы работы, которые будут продуктивны именно в этой группе. В каких-то случаях произведение стоит заменить другим, более простым или наоборот, более сложным.Опять-таки эта замена осуществлется на основе восприятия и читательского опыта детей группы.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей своей группы и правильно подбирать для них произведения, дляэтого следует постоянно интересоваться новинками детской литературы и методикой приобщения детей к чтению. Чтение художественной литературы проводится каждый день, но точное время проведения устанавливается не всегда. Хорошо, когда чтение книги слушают все дети, но совершенно необязательно заставлять слушать всех, можно читать и небольшой группой детей.
После чтения идет свободный, интересный разговор о прочитанном, который поможет детям понять суть произведения,увидеть его художественные достоинства. И только воспитатель, как опытный дирижер оркестра, незаметно подводит детейк правильному пониманию смысла текста, как бы "следуя за автором", то есть, следуя логике содержания, логике развития действия в нем.
Никакие другие способы обсуждения детям в данный момент недоступны.Лирические произведения нельзя анализировать путем постановки вопросов.Суть лирических произведений маленький читатель постигает, слушая выразительное, красивое и правильное с точки зрения смысла чтения воспитателя. В процессечтения и работы с текстом, мы учим читателя-ребенка задумываться над ним, искать ответы на вопросы, а значит, способствуем его интеллектуальному, эстетическому и речевому развитию. Происходит это в естественной обстановке.
Следует отметить, что игры и развлечения в процессе чтения художественной литературы не способствует глубокому постижению сути текста .Дети воспринимают такой процесс как забава.К содержанию современной детской книги предьявляются иные требования, чем к книгам "докомпьютерной эры".Современная детская литература должна быть визуально интересной, она должна являться не просто в виде печатного текста, упакованного в обложку.
Взрослому, поставившему перед собой цель воспитания грамотного читателя, надо знать: литература как вид искусства лучше воспринимается в том случае, когда создана особая эоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги.В режиме дня должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу.
Особенности восприятия книги ребенком дошкольного возраста
1. Ребенок-дощкольник является своебразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.
2. Дошкольник глубже воспринимает событийную сторону произведения, меньше обращает внимания на описания. Живее, эмоциональнее воспринимает стихи, труднее- прозу. Восприятию ребенка свойственна наивность. Дети этого возраста не любят плохого конца в произведениях, предчувствуя плохой конец, просят не читать дальше.
3. Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие произведения. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя,своих друей и знакомых,песонажей ранее прочитанных книг.
4.Детская книга, понравившая ребенку, берет его в плен настолько, чтоон не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом.
Как сформировать книжный уголок в ДОУ.
Книжный уголок- неоходимый злемент развивающей предметной седы в групповой комнате ДОУ. Его наличие обязательно во всех группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Книжный уголок должен распологаться так, чтобылюбой, лаже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда,когда ему самому захочется. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги и новые, красивые, яркие(особенно для маленьких),и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным,не показательным, а рабочим. Его цель- не быть праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
В книжных уголках детей раннего возраста, выставляем как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезные и обьемные книги распологаются в книжном уголке. Количество книг не регламентировано, оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5-6 книг интересных, разнообразных и качественных с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.
Периодичность замены книг также заисит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течении недели и даже двух,если к нему постоянно нужно обращаться воспитателю и детям. Но если смена книг произошла, малышам надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей,что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги.
Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказкам, рассказам, стишкам, энциклопедии и т.д.) Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти книги, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу.
Можно выставить книги Ирины Токмаковой, которые иллюстрировал ее муж, известный художник Лев Токмаков. Можно организовать выставку книг писателей-художников Е. Чарушина и В. Сутеева.Можно выставлять серии книг.
Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома, им хочется, чтобы воспитатель обязательно показал, рассмотрел, почитал эту книгу. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети на короткий срок приносят из дома. Здесь все зависит от фонтазии воспитателя.
При формировании книжной коллекции в группе ДОУ необходимо также помнить:
о многообразии авторских имен( например, тема природы в творчестве разных авторов).
о тематическом многообразии произведений;
о праздничных мероприятиях;
о сезонном принципе в подборе литературы для чтения.
Методы и приемы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы.
Младшая группа.
Основными методами литературного развития 3-4 лет являются:
Чтение взрослого, выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом "рисует" образы и картины происходящего.
Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
Беседа после чтения помогает детям глубже воспринимать произведение, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей.
Рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя.
Игры- драматизации, имитации стимулирует творческие способности детей,дают положительные эмоции.
Участие в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам для взрослых зрителей (воспитателей или родителей).
Основными методами литературного развития детей 4-5 лет являются:
Чтение (расказывание) взрослого, педагог должен уметь выразительно читать, умело владеть голосом,эмоциями, мимикой.
Беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, для этого в беседу включаются разные группы вопросов.
Рассматривание иллюстраций.
Моделирование, предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.
Театральные игры, игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, кукольного театра.Желательно, чтобы местом целенаправленного ознакомления с текстом стал книжный уголок, а еще лучше: центр художественно- творческой деятельности.
Основными методами литературного развития детей 5-6 лет являются:
Чтение (рассказывание взрослого)
Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты.
Беседы после чтения с детьми.
Чтение с продолжением развивает у детей устойчивый интерес к книге, вызывает радость от встречи с полюбившимися героями.
Беседы о книгах, в которых с детьми обсуждается их внешний вид, деятельность писателя, процесс изготовления и печатания книг, правила обращения с книгами.
Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрилизованные представления. Такие мероприятия проводятся примерно раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов. Желательно при их планировании учитывать даты "календаря празников".
Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности. Их темы определяются знаменательными датами жизни пиателей и поэтов.