Методическая разработка
Перспективный план работы над темой:
«Создание системы дидактических игр математического содержания, направленных на развитие логического мышления»
Пуату Валентина Анатольевна
воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района города Санкт-Петербурга.
Младший дошкольный возраст
Меся цы |
задачи |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная деятельность с детьми |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
1 квартал Сен тябрь Ок тябрь Ноябрь |
Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная), группировка их по цвету, величине, форме; цвету и форме. |
- Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества. - Группировка предметов по цвету. - Освоение умений группировать геометрические фигуры. Зан. №1,2,13 («Математика от 3 до 7») |
Дидактические игры: «Паровозик»- «Рассели жильцов»- упрощенные варианты. «Как изменилась фигура?» - «Раздели фигуры»
|
- Блоки Дьенеша; - «Домик для блоков»; Игрушки. |
Оснащение уголка для родителей специальной литературой. |
2 квартал Дек абрь Январь Фев раль |
- Определение равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой-маленький, длинный – короткий и т.д. - Объединение предметов по выбранному общему качественному признаку: величине, форме и т.д. - Объяснение простейших обобщений. |
- Развитие образного воображения, логики, мышления. - Развитие смекалки, умения выделять характерные признаки предметов и группировать их по 2 признакам. Занятия №19-21(«Математика от 3 до 7») |
Дидактические игры: «Паровозик», «Поможем Золушке, «Лабиринт» - упрощенные варианты. «Сложи квадрат»; «Раздели фигуры». |
- Блоки Дьенеша; - «Домик для блоков»; Карточки – символы; Игрушки. |
Оснащение уголка для родителей фотодокумен- тами («Дети играют», «Дети занимаются») |
3 квартал Март Апрель май |
- Сравнение контрастных и одинаковых предметов. Определение размера путем их непосредственного сравнения: приложения, сопоставления на глаз (длинный, короткий… - Группировка и воссоздание из элементов плоских и объемных геометрических фигур. - Развитие умения представлять предмет (создавать образ) по схематическому изображению. |
- Различение и нахождение геометр.фигур. Умение видеть последовате6льность развертывания действия. Развитие умения выделять несколько признаков и классифицировать множества по 2 свойствам. Занятия 22 - 24(«Математика от 3 до 7») |
Дидактические игры: «Паровозик», «Поможем Золушке», «Лабиринт», - упрощенные варианты. «Сложи квадрат»; «Раздели фигуры», «Целое и части» |
- Блоки Дьенеша; - «Домик для блоков»; Карточки – символы; Игрушки. |
«Круглый стол» - «Занимательная математика». |
Средний дошкольный возраст
месяцы |
задачи |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная деятельность с детьми |
Развивающая среда |
Работа с родите лями |
1 квар тал Сен тябрь Ок тябрь Ноябрь |
- Выделение одновременно двух свойств фигур (форма и цвет; цвет и форма, размер и цвет) - Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине; составление упорядоченных рядов (5-7 предметов) - Количественный и порядковый счет. |
- Развитие умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать. - Развитие умения решать логические задачи. («Математика от 3 до 7» занятия 1,2) |
Дидактические игры: -«Паровозик» - «Улитка» - «Хоровод» - «Раздели фигуры» Игра «Сложи узор» |
- Блоки Дьенеша; - Игровое поле с изображением спирали для игры «Улитка»; - Игрушки |
Оснащение уголка для родителей специальной литературой |
2 квар тал Де кабрь Январь Фев раль |
- Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т.д. - Выделение одновременно трех свойств фигур (форма, цвет, размер) - Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги. |
- Развитие смекалки, умения составлять задачи на преобразование, умение обобщать, делать логические выводы. («Математика от 3 до 7» занятия11, 14) |
Дидактические игры: -«Паровозик» - «Улитка» - «Хоровод» - «Раздели фигуры» - «Расставь мебель в комнате» |
- Блоки Дьенеша; - Игровое поле с изображением спирали для игры «Улитка»; - Игрушки |
Оснащение уголка для родителей фотодокумен- тами («Дети играют», «Дети занимаются») |
3 квар тал Март Апрель май |
- Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек. - Классификация предметов по одному, двум признакам. - Умение вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой, алгоритмом. |
- Развитие смекалки, умения обобщать, делать логические выводы, выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма, величина) («Математика от 3 до 7» занятия 11, 19) |
Дидактические игры: -«Паровозик» - игра с двумя обручами - «Раздели фигуры» - «Алгоритм» |
- Блоки Дьенеша; - Игрушки; - Карточки – схемы с кодами геометрических фигур.
|
«Круглый стол» -«Математика – это интересно». |
Старший дошкольный возраст
месяцы |
задачи |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная деятельность с детьми |
Развивающая среда |
Работа с родителями |
1 квар тал Сен тябрь Ок тябрь Ноябрь |
- Сравнение, классификация по свойствам с выделением одновременно 2-3 свойств. - Анализ предметов окружения, выявление сходства и различия их по сравнению с геометрическими эталонами. - Формирование умения осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью. |
- Знакомство с понятиями «геометрическая фигура» (№2 Волчкова В.Н). - Развитие умения классифицировать («Математика от 3 до 7» №5)
|
Дидактические игры: -«Паровозик» -«Поможем Золушке» -«Где мое окно?» -«Как изменилась фигура?» |
- Блоки Дьенеша; - «Домик для блоков»; -Карточки – символы; - Карточка с многоэтажным домом. |
Оснащение уголка для родителей специальной литературой |
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма)
- выбирать необходимый блок из нескольких;
- развивать практически-действенное мышление.
Развивающая среда:
- лабиринт» - стрелки из плотной бумаги;
- набор объемных блоков Дьенеша;
- карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер);
Ход игры:
На полу расположен «лабиринт», в конце которого стоит «домик», где ле6жат любимые игрушки детей (призы). Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигаться по направлению, которое указывают стрелочки и брать только те блоки, которые описаны знаками на карточках. Из нескольких фигур выбирается одна.
Усложнение игры:
- карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер, толщина
Дидактическая игра «Поможем Золушке»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;
- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Развивающая среда:
- набор объемных блоков Дьенеша;
- кодовые карточки- символы;
- «домик для блоков».
Ход игры:
- Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила-была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.
Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;
Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже;
Баклажаны (синие блоки) положить на полках третьего этажа.
Усложнение игры:
- Разложить овощи с указанием их размера.
Дидактическая игра «Паровозик»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;
- Развивать логическое мышление.
Развивающая среда:
- набор объемных блоков Дьенеша;
- игрушки: медвежонок и заяц.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас в лесу намело очень много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес.
Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки.
Паровозик нужно строить по правилам:
- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине);
- чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;
- чтобы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.
Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез.
Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка. Они нас долго ждали и хлтят с нами поиграть. Давайте поиграем вместе.
Подвижная игра: «По порядку становись», «Найди свое место», и другие.
Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.
Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;
- упражнять в счете;
Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Развивающая среда:
- набор объемных блоков Дьенеша;
- «домик для блоков».
Ход игры:
В группе детского сада жили –были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.
И дети вместе с воспитателем решили поселить их в в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки называют номер квартиры, этаж.
Дидактическая игра «Раздели фигуры»
Цель: Закрепление свойств геометрических фигур;
- учить детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.
Развивающая среда:
- набор объемных блоков Дьенеша;
- игрушки: мишка, заяц, кукла, Буратино, Незнайка, Чебурашка.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка и мишка сидят на своих стульчиках и о чем-то грустят. Что же случилось? Давайте спросим у них. Выясняется, что игрушки не могут поделить блоки между собой, чтобы никому не было обидно. Они ведь такие разные.
1.Воспитатель предлагает детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы:
- У мишки оказались все красные фигуры. У зайки – все не красные.
- У мишки оказались все круглые; какие у зайки? (все не круглые)
- У зайки оказались все большие фигуры; какие достались мишке?
2. Раздели фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки – все квадратные. Какие фигуры достались только мишке (синие, не квадратные); только зайке (квадратные, не синие); какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке (синие, квадратные), а какие фигуры никому не подошли (не синие, не квадратные).
3. Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой, Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки – все большие.
- какие фигуры достались только Буратино? (круглые, не желтые, маленькие)
- Чебурашке – (желтые, маленькие, не круглые);
- Незнайке – (большие, не круглые, не желтые);
- Какие фигуры подошли и Буратино и Чебурашке? (круглые, желтые, маленькие)
- Какие фигуры достались и Незнайке и Буратино? (круглые, большие, не желтые);
- Какие фигуры достались и Незнайке и Чебурашке? (большие, желтые, не круглые);
- Какие фигуры подошли всем троим персонажам? (круглые, желтые, большие)
- А какие фигуры оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).
Дидактическая игра «Улитка»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.
Развивающая среда:
- игровое поле с изображением спирали;
- набор объемных блоков Дьенеша.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. домик получится нарядным и красивым.
Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.
Дидактическая игра «Алгоритм»
(для индивидуальной работы с детьми)
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признакахъ и свойствах;
- Развивать умение размещать блоки в определенной последовательности;
- Развивать внимание, пространственное мышление;
- Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма).
Развивающая среда:
- набор объемных блоков Дьенеша;
- карточки-схемы;
- карточки с кодами геометрических фигур.
Ход игры:
Ребенку выдаются карточки-схемы. Рядом выкладываются карточки с кодами геометрических фигур.
Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте-схеме, в соответствии с указанным направлением стрелки.
Дидактическая игра «Хоровод»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум-трем признакам: цвету и форме; цвету, форме и размеру.
Развивающая среда:
- набор объемных блоков Дьенеша;
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится нарядным и красивым.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «Гусеница»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;
- Развивать логическое мышление.
Развивающая среда:
- набор объемных блоков Дьенеша;
- обручи;
- коды-символы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки-символы в каждый обруч. Например:
- 1 обруч – синее цветовое пятно;
- 2 обруч – все маленькие;
- 3 обруч – желтое цветовое пятно;
- 4 обруч – все квадратные;
- 5 обруч – все большие;
- 6 обруч – все круглые и так далее.
Коды-символы можно располагать в любом порядке. Длина «гусеницы» любая.
Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
Дидактическая игра «Цветок»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;
- Развивать логическое мышление.
Развивающая среда:
- набор объемных блоков Дьенеша;
- обручи;
- коды-символы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладываются четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить коды-символы. Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
Используемая литература:
- «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издание 3-е. Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2006г.
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Под общей редакцией проф.кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена З.А.Михайловой. Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург 1997.
- З.А.Михайлолва. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006.
- В.Г.Гоголева Логическая азбука для детей 4-6лет. Детство-Пресс» Санкт-Петербург 1998.
- Б.П.Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва. Просвещение 1991.
- И.А.Кутузова. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. Москва. Просвещение 2004.
- В.Н.Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004.
- В.Н.Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004.
- В.Н.Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004.
- Е.Н.Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) Выпуск 1 и Выпуск 2, Воронеж 2007.
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург 1997.