Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рекомендации для воспитателей по использованию
развивающей игры «Сложи узор» Никитина Б.П.
в работе с детьми старшей группы

Пономаренко Надежда Михайловна

Перед педагогами становится актуальным поиск форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе. Современный педагог должен ставить своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.
Игра «Сложи узор» Никитина Б.П. развивает у детей:
• логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности;
• способности к пространственной ориентировке;
• пространственное мышление;
• воображение;
• навыки конструирования;
• понимание аксонометрической проекции (плоского изображения трехмерных объектов) научит строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций.
Для того, чтобы работа давала результат, необходимо в начале года создать условия для обогащения предметно-развивающей среды, в течение года пополняя новым материалом по развитию логического мышления, следует периодически вносить новые альбомы, с усложненными заданиями.
Свою работу педагогам стоит начинать с правила «от простого к сложному», с постепенным усложнением обучающей задачи и условий игры, а также учетом индивидуальных особенностей детей.
Организация образовательной деятельности с дошкольниками с развивающей игрой «Сложи Узор» строится через:

 

  • непосредственную образовательную деятельность;
  • совместную игровую деятельность;
  • игровую деятельность в свободное время;
  • самостоятельную и индивидуальную деятельность детей.
Сначала дети учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, то есть выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В НОД можно использовать сказочных персонажей, решать проблемные ситуации, закрепить полученные знания, навыки и умения, собиранием узоров из кубиков «Сложи узор». С помощью кубиков «Сложи узор» можно создавать иллюстрации к стихам и сказкам.
Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
Можно предложить детям взять игру домой и поиграть в домашних условиях с родителями.
Дети с увлечением принают развивающую игру «Сложи узор». У детей к концу года формируются такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. На достаточном уровне развиваются объем внимания и памяти, воображение и гибкость мыслительных процессов (умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать).
Правила при работе с развивающей игрой «Сложи узор» Никитина Б.П., которых должен придерживаться педагог:
1. Обучение приносит радость ребенку и взрослому. В этом и есть суть методики обучения Никитиных. Ведь каждое достижение ребенка – это и есть достижение для взрослого. Положительный результат в игре дает уверенность детям, а это является залогом его успехов в будущем. Каждого ребенка необходимо заинтересовывать игрой, не заставлять насильно играть, радоваться его успехам, хвалить его в меру.
2. Самостоятельное выполнение заданий ребенком. В данной игре требуется терпение взрослых, не следует помогать ребенку выполнять задания. Он должен сам найти свою ошибку и исправить ее. Со временем каждый ребенок начнет справляться с заданиями все большей сложности.
3. Следует взрослому, работающему с детьми, для начала самим проходить данные задания. Кроме того, следует записывать время, за которое они смогут найти ответ на то или иное задание. Не только ребенок, но и взрослые должны учиться делать его очень быстро.
4. Следует начинать с простых задач, усложняя обучение. Творческий подход к выбору игр, к их количеству - ориентировка на рост способностей ребенка, его успехи, заинтересованность. Постепенный ввод новых игр, избыток моментально приведет к обесцениванию. Естественное явление - периодическое «остывание» к игре, в этот момент можно вводить новую. В один день можно играть в игры, только с условием, что две из них уже хорошо знакомы ребенку.
5. Одно из главных правил, это положительный результат в самом начале ознакомления с игровой задачей. Если ребенок не может справиться с заданием, это значит, что взрослые переоценили уровень развития ребенка. Следует устроить небольшой перерыв на несколько дней, а затем начать с заданий полегче. Лучшим решением будет, если ребенок сможет выбрать необходимый уровень самостоятельно. Ни в коем случае нельзя его торопить, иначе у него пропадет интерес к обучению.
6. Возможна организация небольших соревнований. Дети в этом случае решают задания наравне со взрослыми участниками. При этом не нужно бояться, что авторитет взрослого пострадает. Развивающая методика Никитиных предполагает, что малышам понравится конкурировать [26].
По нашему опыту мы может порекомендовать:
  • планировать в течение года задания в соответствии с лексическими темами;
  • включать как часть занятия в разные НОД;
  • использовать кубики в совместной, самостоятельной и индивидуальной работе;
  • объяснять новый материал, показывая детям кубики на занятиях;
  • учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать задания в соответствии с уровнем;
  • если ребенок не справляется, возвращаться к ранее пройденным схемам и заданиям;
  • подключать родителей в своей работе.

Проанализировав полученный опыт, можно сделать вывод, что, реализуя в работе данный подход, в конце учебного года дает положительные результаты в развитии логического мышления посредством развивающей игры «Сложи узор». Поэтому данные разработки можно порекомендовать педагогическим работникам для использования в работе с детьми шестого года жизни.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»