Дошкольная образовательная организация и семья –
формирование нравственных качеств личности дошкольников
Потрашкова Марина Евгеньевна,
заведующий ГБДОУ детский сад № 31
Кировского района Санкт-Петербурга
заведующий ГБДОУ детский сад № 31
Кировского района Санкт-Петербурга
Детство – это каждодневное открытие мира и
надо сделать так,чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
Сухомлинский В.В.
надо сделать так,чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
Сухомлинский В.В.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свой родной город, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа. Воспитание сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы.
Патриотическое воспитание является одним из основных принципов дошкольного образования требований ФГОСДО и важнейшим элементом общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, в сформированности нравственных ценностей личности, преемственности поколений.[2, с.5]; [3, п.1.4].
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности остаётся семья. Поэтому стараемся помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Актуальность данных вопросов на современном этапе, показывает, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды [2, с.8], поэтому родители здесь главные помощники.
В нашей дошкольной образовательной организации нравственное и патриотическое воспитание детей осуществляется с помощью сотрудничества и взаимодействия образовательного учреждения исемьи воспитанников. Содержанием воспитания и развития являются ценности, хранимые в культурных, семейных, социальных традициях, передаваемые из поколения в поколение.
Педагоги, со своей стороны ставят задачи по воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Детский сад помогает дошкольнику в формировании нравственных качеств личности таких, как бережное отношение к природе и всему живому, а также воспитывает уважения к труду; развивает интерес к русским традициям и промыслам. Воспитатели помогают детям в формировании элементарных знаний о правах человека, расширяют представления о городе Санкт-Петербурге, знакомят детей с символами и их значением; развивают чувства ответственности и гордости за достижения малой Родины. Данные задачи решаются через все виды детской деятельности: в образовательной деятельности через игру, наблюдения, экспериментальную, творческую и самостоятельную работу.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своей семье, усвоение принятых в ней норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру значимых ценностей, гражданственности [1, с.3].
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду.
Цель нашей работы: совершенствование работы по патриотическому воспитанию дошкольников на основе сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи для педагогического коллектива: изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению; обновить содержание и формы работы по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Задачи для работы с дошкольниками: воспитание патриотизма, гордости за достижения страны, родного города, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа; воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам, живущим в нашем городе; развитие познавательной деятельности воспитанников в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов, людей, живущих в родном городе, районе…, формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.
Для решения этих задач в ДОУ реализуется проект «Юный петербуржец».
В рамках проекта педагоги применяют разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учётом психологических особенностей дошкольников (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений).
Работаем в направлении формирования правильной исторической памяти подрастающего поколения с опорой на семейные архивы (фотографии, письма, рассказ близких людей и т.д.) вместе с родителями воспитанников используем социокультурные возможности родного города при проведении тематических мероприятий. Решение данных задач по работе с детьми обуславливает соответствующие направления воспитательной работы: вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни; стимулирование проявления дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;организацию общественно полезной деятельности дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.
Важным направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной и родным городом.
Выстроенная нами система знаний детей дошкольного возраста, включает в себя: природоведческие сведения (знания о природе родного края, страны, животном и растительном мире), а также представления о значении природы в жизни людей, природоохранительной деятельности человека. Родители наших воспитанников помогают найти сведения о жизни народа; особенностях труда людей родного города, страны; культуре, традициях народа; социальные сведения (достопримечательности родного города, знания о символах, гербах).
Вместе находим сведения из истории о (памятниках города, улицах, названных именами героев, наградах города, о жизни нашего народа до событий, связанных с Великой Отечественной войной).
При отборе содержания знаний исходим из учета требований научности, доступности, возрастных особенностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников. Считаем, что важным способом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего, близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует их конкретно – образному, наглядному мышлению. Ребята легче усваивают материал жизненно близкий, который они могут непосредственно воспринимать.
Реализуя в детской дошкольной организации патриотическое воспитание, мы постоянно работаем над созданием благоприятных материально – технических и социальных условий, над обновлением содержания образования, отбираем наиболее интересный и доступный материал с опорой на опыт и чувства детей, призванного обеспечить формирование духовного мира человека, тесный контакт по данным вопросам с семьей. При осуществлении данного вида деятельности родители наших воспитанников главные помощники.
Практика показала, что родители изредка совершают прогулки с детьми по городу, и сами мало знают о своём городе, его памятных местах. Для просвещения родителей используем папки-передвижки, информационные материалы, беседы, родительские встречи, экскурсии по родному городу, походы в музеи, театры и т.д. Советуем им совершить с детьми прогулки по городу, посетить разные объекты, с учётом места жительства семьи. Часто предлагаем посмотреть праздничный парад, праздничный салют, поучаствовать в массовом празднике родного города.
В нашем учреждении особую значимость имеет метод проектов. Тематика проектов учебного года разнообразна по направлениям.
Совместная работа педагогов, детей и родителей ведётся в направлении изучения, сбора полезной и необходимой информации, планирование деятельности осуществляется в тематическом направлении. Главное, что интерес по изучению истории и современности родного города заинтересовал дошкольников и их родителей, значит с помощью такой поддержки можно добиться положительных результатов. Такое единое мышление взрослых и детей осуществляет соприкосновение с народными и православными традициями, которые духовно обогащают ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Литература:
1. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» М., ТЦ Сфера, 2004.
2. Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие, М., Обруч, 2011.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты ДО.