Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дошкольная образовательная организация и семья –
формирование нравственных качеств личности дошкольников

Потрашкова Марина Евгеньевна,
заведующий ГБДОУ детский сад № 31
Кировского района 
Санкт-Петербурга

 
Детство – это каждодневное открытие мира и
надо сделать так,чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
 Сухомлинский В.В.
 
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свой родной город, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа. Воспитание сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы.
Патриотическое воспитание является одним из  основных принципов дошкольного образования требований ФГОСДО и важнейшим элементом общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, в сформированности нравственных ценностей личности, преемственности поколений.[2, с.5]; [3, п.1.4].
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Предпри­нятые на сегодняшний день попытки воспитания  нравственной лич­ности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности остаётся семья. По­этому стараемся помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и цен­ности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспи­тание детей.
Актуальность данных вопросов на современном этапе, показывает, что формирование личности  дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды [2, с.8], поэтому родители здесь главные помощники.
В нашей дошкольной образовательной организации нравственное и патриотическое воспитание детей осуществляется с помощью сотрудничества и взаимодействия  образовательного учреждения исемьи воспитанников. Содержанием воспитания и развития являются ценности, хранимые в культурных, семейных, социальных традициях, передаваемые из  поколения в поколение.
Педагоги, со своей стороны ставят задачи по воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Детский сад помогает дошкольнику в формировании нравственных качеств личности таких, как бережное отношение к природе и всему живому, а также воспитывает уважения к труду; развивает интерес к русским традициям и промыслам. Воспитатели помогают детям в формировании элементарных знаний о правах человека, расширяют представления о городе Санкт-Петербурге, знакомят детей с символами и их значением; развивают чувства ответственности и гордости за достижения малой Родины. Данные задачи решаются через все виды детской деятельности: в образовательной  деятельности через  игру, наблюдения, экспериментальную, творческую и самостоятельную работу.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своей семье, усвоение принятых в ней норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру значимых ценностей, гражданственности [1, с.3].
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду.
Цель нашей работы: совершенствование работы по патриотическому воспитанию дошкольников на основе сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи для педагогического коллектива: изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению; обновить содержание и формы работы по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Задачи для работы с дошкольниками: воспитание патриотизма, гордости за достижения страны, родного города, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа; воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам, живущим в нашем городе; развитие познавательной деятельности воспитанников в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов, людей, живущих в родном городе, районе…, формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.
Для решения этих задач в ДОУ реализуется проект «Юный петербуржец».
В рамках проекта педагоги  применяют разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учётом психологических особенностей дошкольников (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений).
Работаем в направлении формирования правильной исторической памяти подрастающего поколения с опорой на семейные архивы (фотографии, письма, рассказ близких людей и т.д.) вместе с родителями воспитанников используем социокультурные возможности родного города при проведении тематических мероприятий. Решение данных задач по работе с детьми обуславливает соответствующие направления воспитательной работы: вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни; стимулирование проявления дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;организацию общественно полезной деятельности дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.
Важным направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной и родным городом.
Выстроенная нами система знаний детей дошкольного возраста, включает в себя: природоведческие сведения (знания о природе родного края, страны, животном и растительном мире), а также представления о значении природы в жизни людей, природоохранительной деятельности человека. Родители наших воспитанников помогают найти сведения о жизни народа; особенностях труда людей родного города, страны; культуре, традициях народа; социальные сведения (достопримечательности родного города, знания о символах, гербах).
 Вместе находим сведения из истории о (памятниках города, улицах, названных именами героев, наградах города, о жизни нашего народа до событий, связанных с Великой Отечественной войной).
При отборе содержания знаний исходим из учета требований научности, доступности, возрастных особенностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников. Считаем, что важным способом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего, близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует их конкретно – образному, наглядному мышлению. Ребята легче усваивают материал жизненно близкий, который они могут непосредственно воспринимать.
Реализуя в детской дошкольной организации патриотическое воспитание, мы постоянно работаем над созданием благоприятных материально – технических и социальных условий, над обновлением содержания образования, отбираем наиболее интересный и доступный материал с опорой на опыт и чувства детей, призванного обеспечить формирование духовного мира человека, тесный контакт по данным вопросам с семьей. При осуществлении данного вида деятельности родители наших воспитанников главные  помощники.
Практика показала, что родители изредка совершают прогулки с детьми по городу, и сами мало знают о своём городе, его памятных местах. Для просвещения родителей используем папки-передвижки, информационные материалы, беседы, родительские встречи, экскурсии по родному городу, походы в музеи, театры и т.д.  Советуем им совершить с детьми прогулки по городу, посетить разные объекты, с учётом места жительства семьи. Часто предлагаем посмотреть праздничный парад, праздничный салют, поучаствовать в массовом празднике родного города.
В нашем учреждении особую значимость имеет метод проектов. Тематика проектов учебного года разнообразна по направлениям.
Совместная работа педагогов, детей и родителей ведётся в направлении изучения, сбора полезной и необходимой информации, планирование деятельности осуществляется в тематическом направлении. Главное, что интерес по изучению истории и современности родного города заинтересовал дошкольников и их родителей, значит с помощью такой поддержки можно добиться положительных результатов. Такое единое мышление взрослых и детей осуществляет соприкосновение с народными и православными традициями, которые духовно обогащают ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Литература:
1. Кондрыкинская Л.А.  «С чего начинается Родина?» М., ТЦ Сфера, 2004.
2. Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие, М., Обруч, 2011.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты ДО.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»