Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лучик добра в творчестве Е.А. Благининой

Шварова Наталья Сергеевна
Вся литература Е.А. Благининой пронизана нравственными категориями.
            Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.
В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного.
Проблема формирования нравственных качеств личности детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, И. II. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.      
Многие  современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на большую роль, которую играет детская литература в формировании личности дошкольника.
О значении детской литературы в формировании нравственных качеств
Среди искусств, адресованных непосредственно детям, литературе принадлежит ведущая  роль. С ней связываются большие  возможности  развития эмоциональной  сферы личности ребенка, образного  мышления, формирования у детей основ  мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые  могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Все это помогло мне определить направление работы - воспитание у дошкольников   нравственных качеств, помогающих им позитивно коммуницировать в обществе. Способствовать развитию у детей таких качеств как  доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение, стремление оказать помощь.
   Художественные произведения, в этой связи,  привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.  Особое место в ряду произведений детской художественной литературы занимает  лирика Е.А.Благининой.
 В целях знакомства дошкольников старшего возраста с произведениями Е.Благининой и поддержание познавательного интереса к книгам  в группе был реализован проект «Лучик добра в творчестве Е.А.Благининой». Особенность ее стихов –  понятность образов для детей, реальность ситуации, в которую попадают герои ее стихов. Все это может привлекать детей, а, значит, возможна и обратная связь.
     Стихотворения автора хороши тем, что писательница подсказывает ( не путем нравоучения) ребятам, как строить отношения  с близкими, учит детей анализировать свои и чужие поступки и делать правильные нравственные выводы. Так нами были прочитаны стихотворения «Посидим в тишине», «Огонек» и др. Его целью было не просто знакомство дошкольников старшего возраста с произведениями  Е.Благининой, но и поддержание познавательного интереса к книгам и чтению.
     Средством формирования такого интереса я выбрала лэпбук. Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
     Уникальность этой книги в том, что авторами одного лэпбука могут быть много детей. Каждый вносит свою лепту. Вместе - это интересная книга с разнообразной информацией, которую собрали, придумали дети, на ОДНУ тему. Знакомство с произведениями Е. Благининой позволило создать не одну такую «книгу». Первый лэпбук  по стихотворению «Посидим в тишине» я создала сама, тем самым показала, что это за книга и как она создается.
 Потом  поговорили с детьми,  кто главные герои, что удивило и что осталось непонятным , подробнее рассмотрев иллюстрацию на обложке. Обращаясь к другим  произведениям Е.Благининой было решено сделать лэпбуки вместе с детьми, обсудив с ними,  о чем можно рассказать и чем дополнить.
   Был подобран материал о писателе, поговорки, мнемотаблицы для пересказа  литературного  произведения, иллюстрации к книге создавали дети. В процессе такого творчества ребенок становится  создателем своей собственной книги -  дизайнером, художником-иллюстратором, автором загадок, стихотворений.
    Возвращаясь к лэпбуку ребенок не только вспоминает содержание произведения, но и, обращаясь к тем или иным упражнениям, говорит,  что его затронуло в этом произведении , происходит оживление истории снова.   Стихи и сказки Е,Благининой уже становятся источником информации о мире, «питанием» для  воображения и чувств, средством  общения со взрослыми и сверстниками (совместное чтение, обсуждение).
Для некоторых лэпбук открыл возможность своего творчества, а различные подписи при создании материала – чем не стимул к освоению письма. Обогатить чувственный опыт общения ребенка с книгой, сделать чтение желанным и интересным, вот на что нацеливает лэпбук, поиграть в сюжет или попробовать сделать то, что делают главные герои, это и нравится детям.
Таким образом:
Лэпбук помогает обогатить чувственный опыт общения ребенка с книгой , возможно, сделать чтение желанным и интересным, поиграть в сюжет или попробовать сделать то, что делают главные герои, это и нравится детям.
Лэпбук помогает ребенку найти информацию и оформить материал по любому произведению.
Внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.  Это- отличный способ для повторения пройденного материала.
У детей появляется возможность в любое удобное время  взять  лэпбук и  еще и еще раз вспомнить  пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
 
Это продуктивная деятельность, что вызывает  бережное отношение к продукту своего творчества.
В качестве примера эффективной организации читательской деятельности в дошкольном учреждении хочу привести примеры лэпбуков.
Итак:
Правильный выбор педагогом приемов для формирования и поддержания интереса детей к  тому или иному произведению художественной литературы  помогает детям все больше интересоваться этим видом искусства.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»