Организация обучения и воспитания детей
с недостатками речи в условиях ДОУ
Семка Галина Юрьевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 70
Кировского района Санкт-Петербурга
Ведущими целями коррекционной работы являются: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 70
Кировского района Санкт-Петербурга
- преодоление нарушений развития детей с недостатками речи, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- создание условий для развития ребёнка с недостатками речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Основными задачами коррекционной работы учителя-логопеда
способствовать общему развитию дошкольников с недостатками речи, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Исходя из ФГОС ДОУ, в работе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
- возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
- специальные условия для получения образования детьми с недостатками речи, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка , уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми сотрудничество с семьями воспитанников
При обследовании речи воспитанников были использованы методики: Г.Г. Голубевой «Исследование состояние фонетико-фонематических компонентов речи у детей дошкольного возраста»; исследование слоговой структуры слова (Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.); методика обследования речи детей со стертой дизартрией (Е.Ф.Архипова); методика диагностики лексического развития В.И. Яшиной; методика Ю.С. Ляховской «Выявление особенностей понимания и употребления проверяемых слов; методика Т.А. Фотековой; методика изучения лексики у детей со стертой дизартрией (Н.В. Серебрякова); методика исследования навыков словообразования и словоизменения (Р.И. Лалаева); исследование связной речи при проведении «педагогической мастерской» (Н.Н. Яковлева); методика И.Н. Лебедевой «Исследование связной речи»; методика исследования связной речи В.П. Глуховой.
Исходя из результатов обследования детей коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие и совершенствование различных компонентов языковой способности (фонетического, лексико-грамматического, словообразовательного).
Логопед должен уделять большое внимание накоплению и осознанию детьми языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению “чувства языка”, что становится базой для формирования метаязыковой деятельности и способствует подготовки детей с ТНР к продуктивному усвоению школьной программы.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений, упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Обучение грамоте детей с ТНР рассматривается как средство приобретения первоначальных школьных навыков. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наряду с развитием звукового анализа на этой ступени проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания.
Логопедическая работа с детьми проводятся индивидуально или подгруппами. Причём индивидуальная работа носит опережающий характер, т.к. основная их цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях проводится работа по:
- постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов; -
- автоматизации и дифференциации поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов;
- совершенствование звуко-слоговой структуры слова.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 2 до 6. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
В процессе логопедической работы в подгруппах особое внимание уделяется развитию у детей:
- способности к сосредоточению;
- умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
- умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
- умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
- возможности использования помощи партнёра по работе.