Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ

Александрова Ксения Владимировна
Адаптация - это процесс в ходе, которого ребёнок приспосабливается и привыкает к новой обстановке и новым условиям. Детский сад без сомнения является новым местом для ребёнка с новыми людьми и неизведанным пространством. Адаптация включает в себя широкий спектр реакций и проявлений личности к изменившимся вокруг неё окружающей среде. Адаптация включает в себя широкий спектр реакций и проявлений личности к изменившейся среде.
Адаптация зависит от многих факторов, например , от темпемперамента ребёнка , от способности ребёнка к коммуникации, от сложившихся отношений в семье, от условий в ДОУ. Адаптация детей раннего возраста в условиях детского учреждения всегда носит индивидуальный характер, её темп проходит по-разному. Один из главных факторов при адаптации ребёнка в детском саду, это подготовленность ребёнка в семье к посещению дошкольного учреждения. Для того, чтобы облегчить период адаптации ребёнка в детском саду необходим тесный контакт между воспитателем группы и родителями.
Детский сад является важной степенью в жизни ребёнка, на котором он получает опыт взаимодействия с другими людьми и пытается найти своё место в их среде, учиться жить  в ладу с самим собой и с окружающим его социумом.
На сегодняшний день выделяют три фазы адаптации:
  1. Острая фаза. Для этого времени характерны различные колебания в психическом и соматическом состояние ребёнка, что нередко приводит к снижению аппетита, нарушению сна.
  2. Подострая фаза. Она сопровождается замедленным темпом развития, особенно психического.
  3. Фаза компенсации. Здесь темп развития увеличивается, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают задержку темпов развития. На этой фазе дети уже чувствуют себя более спокойнее и увереннее. 
Также адаптация имеет три степени тяжести:
1.Лёгкая, для которой характерно недолгое пребывание ребёнка в отрицательном эмоциональном состояние. Как правило, на этой стадии дети страдают нарушением сна и аппетита.
2. Средняя степень адаптации проявляется в медленном стабилизирование эмоционального состояния. Как правило дети, которые находятся на этой стадии часто болеют, но недолго и заболевания не несут за собой последствий.
3. Тяжёлая степень адаптации проявляется в более медленном стабилизирование эмоционального состояния.  Что оказывает, как  правило, негативное влияние на организм и развитие ребёнка. Данная степень адаптации является результатом того, что у ребёнка плохо развита коммуникация, отсутствует режим дня и тд.
Детский сад это первый социальный институт, в который попадаю дети. Из этого следует вывод, что адаптация в нём играет важную роль. Процесс социальной адаптации довольно часто происходит тяжело, так как  страх является одной из характеристик раннего возраста. Дети находясь в этом возрасте, как правило, настороженно относятся ко всему новому и к посторенним людям. У них нет понимание того почему они должны слушать других взрослых, им больше нравится играть одним. Обычно к таким детям другие малыши не стремятся  подходить. Если же ребёнок к подобным поведением начинает искать контакты и способы коммуникации с другими детьми, то это может означать, что адаптационный период завершён.
Существует большое количество причин, которые могут вызывать опасения и слёзы у ребёнка перед детским садом.
Психологическая неготовность. Дети, которые испытываю дефицит эмоционального общения с матерью, как правило, гораздо сложнее приспособиться к новым условиям.
 Избыток впечатлений. Многие родители рассказывают детям, что в садике много интересного. И это действительно так. Однако, эмоции пережитые ребёнком в детском саду не всегда положительны. Он может расстраиваться и злиться на окружающих. На фоне этого ребёнок испытывает спектр различных эмоций ( от отрицательных до положительных), у него может развиваться перенапряжение  нервной системы. Это проявляется в тот, что ребёнок становится более капризным, они начинает больше плакать и нервничать.
Тревога. Она обусловлена сменой обстановки и режима дня.
Негативное впечатление от ДОУ. Эта причина является одной из ключевых, так как, как правило, именно первые впечатления имеют решающее значение для последующего пребывания ребёнка в детском саду.
Воспитатель занимает одно из ключевых мест в жизни ребёнка. Он является  для ребёнка проводником в новый мир. Поэтому для того, чтобы адаптация ребёнок успешно адаптировался в ДОУ, воспитателю необходимо соблюдать и помнить несколько основных правил.
1.Воспитателю необходимо познакомить родителей с детским садом, показать группу, рассказать о режиме дня. Также стоит обратить внимание родителей на то, что режим ребенка в детском саду и дома различны. Поэтому для более быстрой адаптации можно порекомендовать родителям соблюдать дома такой же режим дня как и в ДОУ.
2.При знакомстве знакомстве с ребёнком и его родителями воспитателю необходимо выяснить: особенности поведения ребёнка; как родители называют его дома; привычки ребёнка.
3. Следует дать родителям педагогические рекомендации, оказать им методическую и психологическую помощь и поддержку по адаптации ребёнка в ДОУ.
4. Необходимо быть дружелюбным и приветливым.
Необходимо помнить, что успешная адаптация ребёнка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей. На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста  в детском дошкольном учреждение актуальна, так как условия жизни ребёнка полностью меняется.

Литература.
  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
  2. Бежаева, Д. Н. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада / Д. Н. Бежаева, О. А. Зиновенко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 34-37.
  3. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  4. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд.. перераб. СПб.: Питер, 2009. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»