Психолого-педагогические особенности адаптации
детей младшего возраста к условиям дошкольной
образовательной организации
Адиятуллина Снежана Михайловна,
воспитатель ГБДОУ Детский сад № 44
Пушкинского района Санкт-Петербурга
С приходом в дошкольную образовательную организацию у ребенка начинается новый этап в его жизни. Детский сад первый открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни, и именно в этом возрасте начинает складываться личность.воспитатель ГБДОУ Детский сад № 44
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию связано со многими изменениями в его жизни: меняется режим жизнедеятельности; в течение значительного времени нет постоянного контакта с родителями, а общение со сверстниками становится длительным; предъявляются новые требования к поведению и меняется стиль общения; ребенок попадает в новую среду, где многое пока непонятно. К важнейшим факторам, которые оказывают большое значение на адаптацию дошкольников в ДОО, относятся: возраст воспитанника, состояние его здоровья, уровень физического, личностного и психического развития, схожесть домашнего режима дня с режимом детского сада.
Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка, создавать положительное отношение ребенка к дошкольной организации.
Развитие у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей потребностям ребенка раннего возраста в совместных действиях со взрослыми и сверстниками и самостоятельной деятельности;
- организация совместной деятельности педагога и детей с приоритетом игрового взаимодействия;
- организация взаимодействия с родителями детей и участие родителей в образовательной деятельности.
Правильно построенная развивающая предметно-пространственная среда эмоционально стабилизирует детей, дает им чувство защищенности. Ведь детский сад можно рассматривать как второй дом для малыша или как специально-организованную среду для игр и отдыха, для занятий и разнообразной деятельности. У ребенка раннего возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Пространственная среда в детском саду должна быть организована так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности, должна отвечать потребностям ребенка раннего возраста в совместных действиях со взрослыми и самостоятельной деятельности, обеспечивать детям чувство психологической защищенности, способствовать развитию способностей и овладению детьми разными способами деятельности. Оформление групп должно вызывать у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащать новыми впечатлениями и представлениями, побуждать к активной совместной деятельности со взрослыми и сверстниками и самостоятельной деятельности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми по развитию у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
Одна из важнейших задач воспитателя - наладить доверительные отношения с каждым ребенком, поэтому чаще всего используется игровой метод, в котором воспитатель показывает каждому ребенку своё доброе к нему отношение. Сюжетно - отобразительная игра с детьми 2-3 лет строится как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний прием детей, завтрак, свободная деятельность, обед, дневной сон, уход домой. Воспитателю необходимо установить контакт с малышом с первого дня его пребывания в детском саду. Тем более если у ребёнка не развит опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия педагога он может реагировать негативно: плакать, вырывается из рук, стремится отдалиться. Такому ребёнку нужно больше времени, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед педагогами. Нервное состояние и постоянный стресс могут мешать ребёнку правильно и быстро воспринимать доброе и открытое отношение воспитателя.
Взаимодействие с родителями детей
В группе желательно организовать родительский уголок, где будет присутствовать вся необходимая информация для родителей - буклеты, памятки, папки и рекомендации, режим дня, новости группы. Эта информация поможет родителям детей и воспитателю поддерживать детей в этом непростом периоде их жизни. Приветствуются активные формы работы с родителями: групповые и подгрупповые родительские встречи, консультации, создание родительского уголка, семейных и групповых альбомов; участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досуга, совместных проектов, выпуск семейных газет, фотоколлажей; совместное создание развивающей предметно-пространственной среды. Все эти мероприятия делают родителей равноответственными участниками образовательного процесса, создают более внимательное и ответственное отношение родителей к жизни детей, их интересам и потребностям.
Таким образом, объединение усилий воспитателей и родителей обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дошкольной образовательной организации и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду, развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду.